К 2019 году Леонардо да Винчи будет уже 500 лет как мертв. Ученые, как и простые люди, любят круглые даты и стараются по-своему торжественно отметить юбилей печального события. А именно – каким-нибудь грандиозным научным открытием.
К юбилею принято готовиться заранее. В этом году несколько новостей о Леонардо привлекли внимание мировой прессы. Об одном открытии "Вести.Наука" уже подробно писали – в апреле итальянские историки обнародовали результаты масштабного генеалогического исследования семьи да Винчи, которое заняло 43 года.
5 мая в научном блоге Gizmodo появилось сообщение о том, что к 2019 году международный коллектив ученых собирается реконструировать геном Леонардо да Винчи и/или выделить ДНК гения из его личных вещей. План амбициозный и даже немного безумный, но вполне реализуемый благодаря сочетанию современных и "олдскульных" методов: с одной стороны, есть постоянно развивающиеся биотехнологии, с другой – есть те самые генеалогические данные, полученные в результате кропотливого многолетнего изучения архивных документов. Старые методы пока опережают новые по результативности: генеалогическое древо Леонардо начало расти в очень интересном направлении, но об этом ниже.
Третья новость – вернее, историко-медицинская статья – будет опубликована в июньском номере авторитетного журнала The Lancet Neurology. Поскольку материал находится в платном доступе, сайт Discovery News любезно пересказал его содержание для широкой публики.
Причина смерти Леонардо: диагноз по симптомам
Итальянские медики Антонио Перчакканте (Antonio Perciaccante) и Алессиа Коралли (Alessia Coralli) изучили состояние здоровья Леонардо в последние годы жизни и установили наиболее вероятную причину его смерти.
Для постановки диагноза ученые использовали сведения, содержащиеся в письменных источниках XVI века. Заметим, что постановка виртуальных диагнозов в отсутствие физических останков стала популярным историко-медицинским направлением в Италии – недавно мы рассказывали очень похожую историю о "медицинском обследовании" Микеланджело по портретам и переписке с племянником.
Всё было бы намного проще, если бы медики имели доступ к останкам своих великих "пациентов". Но в случае Микеланджело этому препятствует католическая церковь, а в случае Леонардо – физическое отсутствие собственно тела. Леонардо да Винчи скончался в 1519 году в возрасте 67 лет в королевском замке Амбуаз (Франция). "Король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение" — так смерть Леонардо на руках короля Франции Франциска I описал Джорджо Вазари, а в 1818 году это трагическое событие вполне реалистично изобразил Жан Огюст Доминик Энгр в картине "Смерть Леонардо Да Винчи".
Титан Возрождения скончался в соответствии со своим прижизненным статусом, и его не менее достойно похоронили в замковой капелле Святого Губерта. Однако совсем скоро, во время религиозных войн XVI века, останки Леонардо были утрачены. В 1863 году они были чудесным образом "найдены" — во всяком случае, некие кости были захоронены в той же капелле как предположительные останки Леонардо да Винчи.
Проверить их подлинность до недавних пор не представлялось возможным. Сегодня, благодаря генеалогическим данным и генетическим тестам, эту загадку теоретически просто разгадать. Но пока приходится довольствоваться "бумажной" информацией. Авторы научной работы, Антонио Перчакканте и Алессиа Коралли, имеют большой опыт подобных исследований, их "пациентами" уже были Данте Алигьери, Франц Кафка и Марсель Пруст.
Сведения о жизни и болезнях Леонардо в период с 1517 по 1519 год пришлось добывать из разных источников, как очевидных, так и малоизвестных. Например, в XVI веке кардинал Луиджи д'Арагона отправился в путешествие по Европе, а его секретарь, некто Антонио де Беатис, решил записать и опубликовать свои впечатления от этой поездки. "Из рукописи Антонио де Беатиса, известной под кратким названием Itinerario, мы узнали, что в 1517 году правая рука 65-летнего Леонардо была парализована. Однако в той же рукописи автор сообщает, что да Винчи продолжал рисовать, писать картины и работать со своими учениками", — рассказал Перчакканте.
Напомним, что Леонардо был амбидекстром, то есть одинаково владел обеими руками. По записям де Беатиса можно сделать вывод, что паралич правой руки сказался на двигательной активности Леонардо, но когнитивные функции нарушены не были.
Однако здоровье да Винчи продолжало ухудшаться, если верить Джорджо Вазари – художнику, архитектору и автору знаменитой книги "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Вазари жил в XVI веке, но познакомиться с Леонардо лично не успел. В "Жизнеописаниях" Вазари опирается на свидетельства очевидцев и представляет старого Леонардо как больного, прикованного к постели человека, который был "не в силах стоять на ногах" без помощи своих слуг и друзей. "Он проболел многие месяцы", пишет Вазари.
По мнению Перчакканте и Коралли, описанные симптомы соответствуют картине инсульта. "Наша гипотеза такова: первый инсульт вызвал паралич правой руки, а повторные инсульты окончательно подорвали здоровье Леонардо и нарушили его двигательную активность", – рассказал Перчакканте в интервью Discovery News.
В "Жизнеописаниях" Вазари называет причиной смерти Леонардо пароксизм (в русском переводе – припадок). "В ту эпоху термин "пароксизм" обозначал внезапный приступ или резкое обострение симптомов уже имеющейся болезни, рецидив. Такое описание вполне соответствует картине инсульта", – пояснил Перчакканте.
Гипотезу об инсульте, первом и повторном, подтверждают наблюдения современных медиков. По словам Перчакканте, люди, однажды пережившие инсульт, попадают в группу повышенного риска рецидива. Около 20% пациентов становятся жертвами повторного инсульта в течение 90 дней после первого инцидента.
"Мы не знаем, имелась ли в семье Леонардо генетическая предрасположенность к подобным заболеваниям. В этом контексте нам было бы интересно обследовать недавно обнаруженных родственников и потомков да Винчи", — сказал Антонио Перчакканте, тем самым лишний раз подчеркнув важность генеалогического исследования, проведенного соотечественниками.
Генеалогия vs генетика, счет 270:0
Желающих воспользоваться плодами работы Аньезе Сабато (Agnese Sabato) и Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi), с 1973 года восстанавливающих генеалогическое древо семьи да Винчи, уже предостаточно. Всем, кто выдвигал какие-либо гипотезы о жизни, привычках, внешности или болезнях Леонардо, интересно их подтвердить… или опровергнуть.
Например, в 2008 году иллюстратор Зигфрид Волдхек предложил свою теорию о том, как мог выглядеть Леонардо да Винчи. Строго говоря, есть лишь одно прижизненное изображение гения Ренессанса, не вызывающее сомнений (сделанное в то время, когда до статуса гения Леонардо еще не дорос). И это не картина, это статуя работы Андреа Вероккьо. В качестве модели для образа юного Давида Вероккьо выбрал самого красивого из своих учеников, 15-летнего Леонардо да Винчи.
Другим достоверным изображением Леонардо (хотя и с долей сомнения) считается знаменитый "Автопортрет" длинноволосого и длиннобородого старика, выполненный сангиной. Зигфрид Волдхек изучил множество картин и рисунков кисти да Винчи, прежде чем объявить о своем открытии: еще два всемирно известных произведения Леонардо могут оказаться автопортретами художника. О методах своего расследования Волдхек рассказал аудитории проекта TED.com (видео с русскими субтитрами здесь).
Изучение ДНК да Винчи могло бы подтвердить или опровергнуть, полностью или частично, выводы Зигфрида Волдхека. В ДНК заложена такая информация как, например, рост, вес, цвет волос и глаз. Генетическая проверка свежевыявленных представителей рода да Винчи пришлась бы как нельзя кстати. Заметим, что количество ныне здравствующих родственников уже достигло 41, а общее количество всех обнаруженных (когда-либо живших) представителей семейства да Винчи превысило 270 человек.
Казалось бы, загадка ДНК Леонардо вот-вот разрешится. Но в этом деле есть один, зато очень большой, подводный камень. Генеалогия – не самый надежный способ выявления родственных связей: сведения на бумаге порой служат прикрытием для "скелетов в шкафу", которых можно обнаружить лишь с помощью генетики. В семье да Винчи таких "скелетов" за 500 лет наверняка накопилось множество, о чем предупреждают генетики, столкнувшиеся с проблемой "ложного отцовства" и пресечения мужской линии при изучении останков короля Ричарда III.
В 1973 году историки Веццози и Сабато начали свои генеалогические изыскания вопреки всеобщей уверенности, что род да Винчи давно пресекся. Доказали обратное. Сейчас они снова делают то, что казалось невозможным: им удалось напасть на генеалогический след матери да Винчи, загадочной Катерины. И если отцовство можно "подделать", то провернуть такой же трюк по женской линии гораздо сложнее: исключить мать из процесса деторождения еще никому не удавалось.
Известно, что Леонардо был незаконнорожденным первенцем в семье флорентийского нотариуса Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи. О матери Леонардо достоверно известно лишь то, что вскоре после рождения сына ее выдали замуж за Пьеро дель Вакка по прозвищу Accattabrighe, "Задира". Долгое время она жила с мужем в деревне Сан Панталео близ Винчи. Дальше – только предположения, более или менее обоснованные. Например, есть мнение, что в 1493 году Катерина перебралась в Милан, чтобы быть ближе к сыну, где и скончалась.
Еще одна популярная теория касается происхождения Катерины. Возможно, она была рабыней, привезенной в Италию с Северного Кавказа или с Ближнего Востока. Судя по тому, что ни один из многочисленных потомков отца Леонардо не добился ничего выдающегося, уместно предположить, что свои феноменальные способности гений Возрождения получил по материнской линии. Это делает поиски митохондриальной (женской) ДНК да Винчи еще более значимыми и увлекательными.
У Катерины и Пьеро дель Вакка по прозвищу "Задира" было пятеро детей. Единственный сын, Франческо, погиб в возрасте 26 лет в Пизе от камня, брошенного из пращи. О сводных сестрах Леонардо – Пьере, Марии, Лизабетте и Сандре – известно и того меньше.
В недавнем интервью Discovery News Алессандро Веццози рассказал о новом направлении поисков: "Мы выяснили, что у Лизабетты было три дочери, и сейчас пытаемся проследить их генеалогию".
Если неутомимым итальянским историкам это удастся, генетики смогут выделить митохондриальную ДНК Леонардо да Винчи, о чем еще в прошлом году никто не мог и мечтать. А если анализ ДНК подтвердит северокавказское происхождение матери Леонардо… Масштабное празднование дня рождения великого земляка, памятники и бюсты Леонардо во всех крупных городах региона, делегации многочисленных родственников – нет, так далеко даже страшно загадывать.
Самой многообещающей ветвью да Винчи по мужской линии оказались потомки сводного брата Леонардо, Доменико Маттео, родившегося в 1483 году от третьего брака Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи. Историки смогли проследить прямую и непрерывную (во всяком случае, по документам) генеалогическую последовательность. Среди ныне живущих потомков Доменико Маттео нашлась женщина по имени Дина, чья внешность буквально повторяет облик Леонардо на предполагаемом автопортрете.
Впрочем, это поразительное сходство еще ни о чем не говорит – природа способна на самые необычные иллюзии. За годы поисков историки научились ценить более конкретные подсказки и помощь. Они не раз высказывали благодарность сыну Дины, Джованни, который подключился к поискам и помог добавить больше 150 имен к генеалогическому древу да Винчи.
Другое важное открытие Веццози и Сабато – обнаружение нескольких захоронений членов семьи да Винчи в окрестностях города Винчи. Наличие физических останков позволит генетикам сделать свою работу и подтвердить – или опровергнуть – выявленные генеалогические связи.
Если накопится достаточное количество объективных данных, ученым, возможно, позволят заняться исследованием останков, покоящихся под могильной плитой с надписью Leonardo da Vinci в капелле замка Амбуаз.
Однако гипотеза о причине смерти Леонардо – повторном инсульте – может найти подтверждение даже в том случае, если останки в могиле окажутся ложными. Предрасположенность к болезням тоже записана в генах и может сохраняться на протяжении нескольких поколений.
The Leonardo Project: "феноменальный междисциплинарный проект"
По всем признакам, намечается грандиозное исследование, которое может привести к грандиозным открытиям. У него уже есть название, "Проект Леонардо" (The Leonardo Project), и план действий, изложенный в журнале Human Evolution. Ученые не собираются ограничиваться тестированием и сравнением ДНК потомков да Винчи. "Это будет феноменальный междисциплинарный проект", — говорит Ронда Роби (Rhonda Roby), генетик из калифорнийского Института Крейга Вентера.
Проект объединит специалистов из таких областей науки как генетика, антропология, микробиология, криминалистика, геофизика, история, искусствоведение и многих других. Например, ученые намерены получить ДНК Леонардо да Винчи не только путем реконструкции генома через 15 поколений потомков, но и напрямую, то есть обнаружить и исследовать микроскопические частицы кожи и волос с тех предметов, которых касался Леонардо.
"Сегодня появляется все больше технологий, позволяющих получить ДНК человека с предметов, которых он касался", — сказала Ронда Роби, имея в виду картины и рисунки Леонардо, а также его многочисленные записные книжки. Единственной серьезной проблемой, по мнению ученых, является риск повредить бесценные произведения и личные вещи, принадлежавшие мастеру.
Суть грандиозной научной затеи отлично изложил Джесси Осьюбел (Jesse Ausubel), один из главных спонсоров проекта: "Леонардо посвятил свою жизнь развитию искусства и науки, он обожал головоломки, он опередил свое время, а его гений пять столетий спустя продолжает вдохновлять человечество. Думаю, каждый ученый в нашей команде верит, что Леонардо был бы рад нашему начинанию и даже, рискну предположить, захотел бы возглавить этот проект, будь у него такая возможность".
Любопытство – извечный двигатель науки, особенно если к нему добавляется перспектива великих открытий. На фоне всеобщего воодушевления работа, проделанная двумя итальянскими историками, приобретает особую глубину. Ведь Алессандро Веццози, ныне директор Идеального музея Леонардо в Винчи, и его супруга, искусствовед Аньезе Сабато, начинали свои поиски в 1973 году без всякой надежды на успех, без современных гаджетов и технологий. Возможно, они подарили Леонардо "второе рождение" — загадочный образ величайшего гения всех времен и народов скоро может обрести земные, человеческие черты.