На дне пролива между крохотными греческими островами Делос и Риния в Эгейском море археологи обнаружили останки семи древних торговых судов. Поиск затонувших кораблей возле Делоса велся целенаправленно, однако столь "богатый" результат всего за три недели исследований стал неожиданностью даже для самих ученых.
Изучение морского дна вокруг Делоса и Ринии – лишь часть большого совместного проекта Инспекции подводных древностей Греции и Национального фонда греческих исследований, сообщает сайт Archaiologia. Основная цель этого проекта – изучение городской инфраструктуры острова Делос в позднюю эллинистическую эпоху.
Остров Делос (Дилос) – место парадоксальное. Клочок суши площадью менее 4 кв. км не способен ничем себя обеспечить: запасы пресной воды здесь ограничены, все остальное приходится завозить извне. На острове нет постоянного населения – он считается необитаемым, единственные жители Делоса – музейные работники. В наши дни весь остров, целиком, обладает статусом музея под открытым небом, а все находящиеся на Делосе объекты входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Делоса началась еще в 3 тысячелетии до нашей эры, но знаменитым его сделали боги, а именно Аполлон (в древнегреческих мифах и легендах Делос записан как место его рождения). Между 900 и 100 годами до н.э. крохотный остров был важнейшим религиозным центром: подобно святилищам в Дельфах и Олимпии, святилище Аполлона на Делосе имело общеэллинское значение. Каждые пять лет здесь устраивались празднества в честь Аполлона, на Делос съезжались паломники со всех греческих территорий.
Пролив между Делосом и Ринеей был одним из важнейших морских проходов Эгейского моря. На священном острове с удобными бухтами вырос крупный портовый город, на протяжении столетий служивший центром морской торговли между восточным и западным Средиземноморьем. Сооружения Делосского порта тянулись почти на километр вдоль береговой линии.
Значимость Делоса не оспаривали даже многочисленные завоеватели: Филипп Македонский построил здесь базилику, а после завоевания острова римлянами в 166 году до н. э. Делос получил статус свободного порта. Торговля способствовала его процветанию даже больше культа Аполлона. Историк Страбон оставил такое описание острова: "Хотя Делос стал таким образом знаменит, однако с разрушением Коринфа его слава возросла еще больше. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище, и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию".
Из записей того же Страбона известно, что Делос был также крупнейшим центром работорговли. Столетиями деньги текли на Делос и через Делос рекой, все это объясняет плотность памятников на квадратный метр острова. Неудивительно, что раскопки на Делосе ведутся с XIX века и продолжаются до сих пор.
В этом году ученые смогли провести подробное исследование морского дна в прибрежной зоне. Ученые также исследовали северную сторону бухты Скардана и часть побережья острова Риния, соседнего с Делосом.
Были обнаружены и нанесены на карту руины многочисленных построек, на глубине от 5 до 20 метров археологи нашли остатки колоннады, а одно из лежащих под водой зданий на мощном фундаменте могло быть частью портовых сооружений. Эту догадку подтверждают останки торгового судна, найденного всего в 35 метрах от стен здания, но для подтверждения этой гипотезы нужно провести подводные раскопки.
Собранные данные позволяют предположить, что на Делосе был не один порт: небольшая, но удобная бухта Скардана могла использоваться как вспомогательная коммерческая гавань рядом с центральной гаванью Делоса. В этой прибрежной зоне, а также в проливе между Делосом и Ринией, были найдены места крушений семи древних торговых судов: шесть из них греческие (датированы поздним эллинистическим периодом, I век до нашей эры) и одно – римское.
Любопытство ученых вызвал именно римский корабль. Известно, что в первом веке до нашей эры Делос пережил трагические события, после которых так и не восстановился. В 88 году до н.э., во время войны Рима с Митридатом VI Понтийским, Делос подвергся нападению – все его жители, почти 20 тысяч человек, были убиты или отправлены в рабство, сообщают античные хроники. В 69 году до нашей эры город разграбили морские разбойники. Делос так и не смог оправиться от этих потрясений: остров обезлюдел, в отсутствие собственных природных ресурсов он не мог существовать без помощи извне, а с появлением новых игроков на средиземноморской арене морской торговли Делос окончательно потерял свой некогда престижный статус.
Однако найденные останки римского судна рядом с Делосом могут изменить эти устоявшиеся представления об истории острова. По всей видимости, торговая активность в порту Делоса продолжалась еще какое-то время после трагических событий I века до нашей эры. Эта находка соответствует новым археологическим данным, полученным на суше: во время недавних раскопок на острове были обнаружены доказательства присутствия людей на Делосе и в римскую эпоху, то есть в первые века нашей эры.
Переписать историю Делоса – все равно что переписать историю Средиземноморья: этот миниатюрный остров долгое время был перекрестком великих цивилизаций своего времени.
Самая знаменитая находка, поднятая со дна моря и положившая начало подводной археологии как отдельной дисциплине, тоже была сделана возле крохотного греческого острова. Речь идет об Антикитерском механизме, изучение которого продолжается до сих пор. "Вести.Наука" посвятили серию материалов этому удивительному устройству.