Как заинтересовать детей историей? Британские ученые создают древнегреческие мультфильмы

Древнегреческий сосуд-килик с изображением симпозиума, 500 год до нашей эры. Фото: Panoply Vase Animation Project
Кадр из анимации, изображающий один из подвигов Геракла. Амфора VI века до нашей эры. Фото: Panoply Vase Animation Project
Фрагмент учебника истории для 6 класса. В качестве иллюстрации взят кадр из голливудского блокбастера "300 спартанцев". Фото из интернета
Древнегреческий сосуд-килик с изображением симпозиума, 500 год до нашей эры. Фото: Panoply Vase Animation Project
Кадр из анимации, изображающий один из подвигов Геракла. Амфора VI века до нашей эры. Фото: Panoply Vase Animation Project
Фрагмент учебника истории для 6 класса. В качестве иллюстрации взят кадр из голливудского блокбастера "300 спартанцев". Фото из интернета
Университеты Оксфорда и Кембриджа занялись популяризацией древней истории в британских школах. И выбрали для этого не самый обычный метод обучения.

Британские ученые – не только популярный отечественный мем, они действительно существуют. И порой делают необычные, но совершенно замечательные вещи.

Два университета с мировым именем, Оксфордский и Кембриджский, уже несколько лет ведут совместный проект The Classics in Communities (условный перевод – "Классику в массы"). Цель проекта – заинтересовать школьников древними греками и римлянами настолько, чтобы они, школьники, начали добровольно изучать латынь и древнегреческий, а заодно – историю и литературу великих цивилизаций. Третий участник этой затеи – The Iris Project, благотворительный проект, который занимается тем же самым, но в более сложных условиях: волонтеры приобщают к ценностям древних культур детей и взрослых из социально неблагополучных районов.

Зачем это нужно, помимо общего развития подрастающего поколения? Цели, на самом деле, вполне конкретные – об одной из них мы рассказывали в материале "Внезапно: развитие британской экономики под угрозой из-за дефицита археологов".

С детьми нужно уметь разговаривать на понятном им языке. В этом деле очень помогают картинки, благо древние греки и римляне оставили после себя богатое визуальное наследие. Англичане не пошли по пути составителей отечественного учебника истории, они предпочли обратиться к оригиналам.

Фрагмент учебника истории для 6 класса. В качестве иллюстрации взят кадр из голливудского блокбастера "300 спартанцев". Фото из интернета


Что детям нравится больше картинок? Движущиеся картинки, то есть мультфильмы. Глава проекта The Classics in Communities, Мэй Мюзье (Mai Musié) из Оксфордского университета, пригласила к сотрудничеству специалистов анимационного проекта Panoply Vase Animation Project.

По заказу проекта The Classics in Communities мультипликаторы оживили целый симпозиум, изображенный на древнегреческом сосуде-килике возрастом 2500 лет. В отличие от наших дней, симпозиум (симпосий) был совсем не скучным мероприятием: в Древней Греции симпозиумом называли пиршество, сопровождавшееся буйным весельем. Симпозиумы посвящались богу Дионису, так что дружеская мужская пирушка имела под собой идейную и ритуальную основу.

Выбор такой "недетской" темы может показаться странным, но заказчики всего лишь хотели показать, как жили люди в Древней Греции. "Рисунок на сосуде оживает, мужчины пьют вино, болтают, играют в игры, слушают музыкантов. Мы надеемся, что получившийся ролик пригодится учителям и ученикам, а также всем, кому интересна ожившая древняя история", – говорит Соня Невин (Sonya Nevin), со-директор Panoply Vase Animation Project.

Для Panoply Vase Animation Project это далеко не первый мультфильм такого рода. Они уже "оживили" множество сцен с древнегреческой керамики: Олимпийские игры, подвиги Геракла, Медузу Горгону, Пандору, сражения воинов-гоплитов, игру в кости – все ролики можно посмотреть на сайте проекта.

Кадр из анимации, изображающий один из подвигов Геракла. Амфора VI века до нашей эры. Фото: Panoply Vase Animation Project


Каждый анимационный ролик снабжен подробной исторической справкой, цитатами из древних авторов, пояснением неочевидных деталей. Например, на каком инструменте играют музыканты в сцене симпозиума? Ответ – авлос, предшественник современного гобоя. Музыкальное сопровождение тоже соблюдает историческую достоверность: в анимации "Симпозиума" зрители действительно слышат, как звучал авлос, изображенный на оригинальном рисунке.

"Цель нашего проекта – способствовать изучению латыни и древнегреческого в государственных школах Великобритании. Создание подобных анимаций – самый современный способ заинтересовать учителей и учеников, увлечь их изучением завораживающей истории древних цивилизаций", – говорит Мэй Мюзье.