Британские ученые – не только популярный отечественный мем, они действительно существуют. И порой делают необычные, но совершенно замечательные вещи.
Два университета с мировым именем, Оксфордский и Кембриджский, уже несколько лет ведут совместный проект The Classics in Communities (условный перевод – "Классику в массы"). Цель проекта – заинтересовать школьников древними греками и римлянами настолько, чтобы они, школьники, начали добровольно изучать латынь и древнегреческий, а заодно – историю и литературу великих цивилизаций. Третий участник этой затеи – The Iris Project, благотворительный проект, который занимается тем же самым, но в более сложных условиях: волонтеры приобщают к ценностям древних культур детей и взрослых из социально неблагополучных районов.
Зачем это нужно, помимо общего развития подрастающего поколения? Цели, на самом деле, вполне конкретные – об одной из них мы рассказывали в материале "Внезапно: развитие британской экономики под угрозой из-за дефицита археологов".
С детьми нужно уметь разговаривать на понятном им языке. В этом деле очень помогают картинки, благо древние греки и римляне оставили после себя богатое визуальное наследие. Англичане не пошли по пути составителей отечественного учебника истории, они предпочли обратиться к оригиналам.
Что детям нравится больше картинок? Движущиеся картинки, то есть мультфильмы. Глава проекта The Classics in Communities, Мэй Мюзье (Mai Musié) из Оксфордского университета, пригласила к сотрудничеству специалистов анимационного проекта Panoply Vase Animation Project.
По заказу проекта The Classics in Communities мультипликаторы оживили целый симпозиум, изображенный на древнегреческом сосуде-килике возрастом 2500 лет. В отличие от наших дней, симпозиум (симпосий) был совсем не скучным мероприятием: в Древней Греции симпозиумом называли пиршество, сопровождавшееся буйным весельем. Симпозиумы посвящались богу Дионису, так что дружеская мужская пирушка имела под собой идейную и ритуальную основу.
Выбор такой "недетской" темы может показаться странным, но заказчики всего лишь хотели показать, как жили люди в Древней Греции. "Рисунок на сосуде оживает, мужчины пьют вино, болтают, играют в игры, слушают музыкантов. Мы надеемся, что получившийся ролик пригодится учителям и ученикам, а также всем, кому интересна ожившая древняя история", – говорит Соня Невин (Sonya Nevin), со-директор Panoply Vase Animation Project.
Для Panoply Vase Animation Project это далеко не первый мультфильм такого рода. Они уже "оживили" множество сцен с древнегреческой керамики: Олимпийские игры, подвиги Геракла, Медузу Горгону, Пандору, сражения воинов-гоплитов, игру в кости – все ролики можно посмотреть на сайте проекта.
Каждый анимационный ролик снабжен подробной исторической справкой, цитатами из древних авторов, пояснением неочевидных деталей. Например, на каком инструменте играют музыканты в сцене симпозиума? Ответ – авлос, предшественник современного гобоя. Музыкальное сопровождение тоже соблюдает историческую достоверность: в анимации "Симпозиума" зрители действительно слышат, как звучал авлос, изображенный на оригинальном рисунке.
"Цель нашего проекта – способствовать изучению латыни и древнегреческого в государственных школах Великобритании. Создание подобных анимаций – самый современный способ заинтересовать учителей и учеников, увлечь их изучением завораживающей истории древних цивилизаций", – говорит Мэй Мюзье.