Ничто не забыто: воспоминания о первых годах жизни можно "реанимировать"

Исследователи считают, что воспоминания о первых годах жизни вовсе не исчезают, и, вероятно, их можно реанимировать даже у людей.

Исследователи считают, что воспоминания о первых годах жизни вовсе не исчезают, и, вероятно, их можно реанимировать даже у людей.
GLP

Обычно люди не сохраняют воспоминания о своём двухлетнем возрасте, либо эти воспоминания весьма отрывочны. Исследователям стало интересно, можно ли восстановить самые ранние воспоминания благодаря "подсказкам". Оказалось, что мозг ничего не забывает. По крайней мере, это верно для крыс.

Мало кто помнит, что происходило с ним в двухлетнем возрасте. Но какие-то воспоминания о самых ранних годах жизни человека могут оставаться в голове. Более того, их можно реанимировать с помощью определённых "подсказок", считают учёные, изучившие похожие процессы на крысах.

Исследователь Алессио Травалья (Alessio Travaglia) из Университета Нью-Йорка (New York University) отмечает, что большинство людей не помнят первые два-три года своей жизни. "Некоторые люди говорят, что они помнят какие-то вещи из этого периода, но часто такие воспоминания являются неточными или же основанными на историях, рассказанных другими людьми", — рассказывает он.

Между тем, люди запоминают массу других вещей из тех ранних лет, которые особенно важны для нормальной дальнейшей жизни. Так, именно в первые годы люди начинают осознавать, как двигаться и взаимодействовать с окружающим миром, а также понимают, что им нравится и не нравится. Но почему же наши первые так называемые автобиографические воспоминания не остаются в нашей памяти?

Некоторые специалисты утверждают, что в период раннего детства небывалый рост новых нейронов в областях мозга, участвующих в формировании памяти, мешает сохранять воспоминания. Это означает, что они теряются навсегда, считают специалисты.

Выяснить, так это или нет, решили Травалья и его коллеги. С этой целью они взяли для исследования крыс, которые, по их словам, также страдают детской (инфантильной) амнезией.

Изначально они работали с молодыми, 17-дневными грызунами, которые являются эквивалентом двух-трёхлетним детям. Животных обучили в этом периоде ассоциировать одну сторону коробки с неприятными ощущениями. Однако спустя всего один день молодые крысы перестали помнить об этом (взрослые особи сохраняли воспоминание об этой ассоциации на протяжении нескольких дней).

Однако исследовательская группа выяснила, что нужное напоминание (тот самый триггер) может вновь вызвать воспоминание об ассоциации у молодых крыс. Например, после того как молодые животные уже забывали о когда-то случившемся "потрясении", исследователи вновь "одаривали" их неприятными ощущениями.

"Внезапно их память возвращалась", — говорит Травалья. Такое поведение говорит о том, что воспоминания всё-таки об этом опыте сохраняются, хотя и не являются доступными.

Травалья считает, что подобный эффект можно будет наблюдать и у людей.

Андрий Руденко (Andrii Rudenko) из Массачусетского технологического института были очень впечатлены выводами исследования. По их мнению, учёные "решили вековой вопрос".

Специалисты говорят, что результаты научной работы показывают, что очень ранние воспоминания у млекопитающих никуда не теряются, а напротив, сохранятся в каком-то виде в закромах памяти и могут быть позднее восстановлены.

Исследовательская группа также сравнила мозг молодых и взрослых крыс – до и после обучения. Выяснилось, что содержание нескольких белков увеличивалось или уменьшалось в гиппокампе грызунов – области, которая играет важную роль в формировании памяти. Подобные изменения происходили в результате обучения, а не по прошествии времени.

Один белок, BDNF, видимо, является особенно важным. Когда учёные ввели его в мозг молодых крыс, он защитил их воспоминания от потери по мере взросления животных.

Исследователи считают, что в теории точно таким же способом вполне возможно защитить первые воспоминания детей. Однако, например, Травалья больше заинтересован в поиске способов блокировки или устранения травмирующих воспоминаний. Но он подчёркивает, что сейчас он в любом случае не готов приступить к испытанию своих методов на людях.

Есть и другое мнение. Например, Патриция Бауэр (Patricia Bauer) из Университета Эмори сомневается, что подобные результаты можно применить к людям, поскольку человеческая память и память крыс – это две разные вещи.

"Работа очень интересна, и она рассказывает нам много о развитии гиппокампа. Но она не говорит ничего об инфантильной амнезии", — добавляет она.

Результаты исследования были описаны в научном издании Nature Neuroscience.