В начале марта на окраине Каира археологи обнаружили обломки гигантской царской статуи. Какого именно фараона она изображает – долго не думали: все косвенные признаки говорили о том, что это Рамсес II Великий, один из самых знаменитых царей Древнего Египта, правивший в XIII веке до нашей эры и известный, помимо прочего, своей любовью к монументальной архитектуре. Так и было объявлено на пресс-конференции, и в таком виде информация о находке попала в СМИ.
Неделю спустя египетские власти вновь собрали журналистов, чтобы сообщить об ошибке: колосс – не Рамсес.
Халед Эль-Анани (Khaled El-Аnany), министр по делам древностей и культурного наследия Египта, заявил: «Высока вероятность, что это Псамметих I», сообщает AP.
Псамметих I известен гораздо меньше, чем Рамсес II, однако между ними есть много общего. Оба были «долгожителями» на египетском троне – Рамсес правил больше 60 лет, Псамметих – больше 50-ти. Оба принесли Египту процветание и стабильность. Оба считаются величайшими фараонами своих династий – девятнадцатой и двадцать шестой соответственно.
Однако разница между периодами их правления весьма значительная, 600 лет: Рамсес II правил в XIII веке до нашей эры, Псамметих I – в VII веке, между 664 и 610 годами до нашей эры.
Как получилось, что одного фараона приняли за другого?
Обломки восьмиметровой статуи (торс, нижняя часть головы, корона, правое ухо и фрагмент правого глаза) обнаружили специалисты египетско-германской археологической экспедиции, много лет ведущей раскопки на территории древнего Гелиополя – ныне это густонаселенные рабочие окраины на северо-востоке Каира, районы Аль-Матария и Айн Шамс.
Древнеегипетский Иуну или, в греческом варианте, Гелиополь — «город солнца», — известен с додинастического периода как основной центр поклонения богам солнца (последовательно Атум, Ра, Атум-Ра, Атон…). Рамсес II, царственный почитатель бога Ра, не мог здесь не отметиться: он возвел в Гелиополе несколько храмов во имя Ра и самого себя.
В 2006 году под местной базарной площадью археологи раскопали один из крупнейших храмов, посвященных богу солнца. Внутри ученые обнаружили несколько статуй Рамсеса II, весящих не меньше пяти тонн. Одна из статуй изображала фараона сидящим в облачении из леопардовой шкуры – это может означать, что фараон исполнял в этом храме роль верховного жреца Ра.
Фрагменты, найденные в марте 2017 года, лежали возле входа в храм, посвященный Рамсесу II. По словам Халеда Эль-Анани, гигантские размеры статуи типичны для эпохи Рамсеса Великого. К тому же ранее, в том же месте, была найдена статуя фараона Сети II, приходившегося Рамсесу внуком.
Поскольку на первых поднятых из земли фрагментах колосса ученые не обнаружили надписей или иных указаний на имя фараона, то они поступили в соответствии с утиным принципом: «если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка…» — иными словами, предположили, что восьмиметровая статуя из кварцита весом около семи тонн может принадлежать только Рамсесу II.
Однако после расчистки всех поднятых обломков на обратной стороне памятника были обнаружены иероглифы, указывающие на совсем другого фараона: Псамметиха I.
«Есть вероятность, хоть и небольшая, что Псамметих I повторно использовал более древнюю статую, принадлежавшую Рамсесу II. Мы и сейчас не уверены на 100%, что колосс действительно изображает Псамметиха I, но дайте нам время – несколько дней, недель или месяцев, и мы будем знать точно», — сказал эль-Анани.
Исследователям еще предстоит выяснить, как и когда статуя разбилась на фрагменты. Пока археологи заверяют, что первая попытка выкопать и поднять обломки с помощью экскаватора ни при чем, камень мог расколоться сам за то время, что статуя провела под землей.
Моамен Отман, глава реставрационного отдела Египетского музея, сейчас занимается подготовкой условий для консервации статуи, десятки веков пролежавшей во влажной грязи. Эта работа может занять около трех месяцев. Уже решено, что после реставрации колосс будет экспонироваться в коллекции Большого Египетского музея рядом с пирамидами Гизы – открытие этого нового музея запланировано на 2018 год.
Египетские власти активно привлекают внимание журналистов к подобным открытиям, и дело не только в исторической и художественной ценности находок: Египет нуждается в восстановлении потока туристов, который резко снизился после событий 2011 года.