Старинная китайская легенда о несметных сокровищах крестьянского царя, покоящихся на дне реки, оказалась правдой.
В середине марта археологи извлекли из реки Миньцзян (провинция Сычуань) более 10 тысяч золотых и серебряных артефактов. 20 марта ученые официально заявили, что найденные ценности – те самые, из легенды о Желтом тигре и его последних сражениях, сообщает китайское агентство Синьхуа.
Желтый тигр – прозвище Чжан Сяньчжуна, одного из двух великих предводителей крестьянской войны 1628 — 1647 годов, положившей конец трехсотлетнему правлению династии Мин.
Чжан Сяньчжун – чрезвычайно интересная личность. Его история сохранилась в двух вариантах: в официальных документах империи Мин, создающих образ вероломного кровожадного злодея, и в народных легендах, где Желтый тигр предстает этаким китайским Робин Гудом – могучим, хитроумным, отважным и бескорыстным. Истина, как водится, где-то рядом.
В книге «Лики Срединного царства» известные историки-китаисты А.А. Бокщанин и О.Е. Непомнин приводят любопытную легенду о затопленных сокровищах Чжан Сяньчжуна:
«К сокровищам и богатству он относится с глубоким презрением. Если они попадают к нему в руки, предпочитает их уничтожать. Почему? Просто боится разложения в среде своих сподвижников. Считает, что богатство разрушает и разъединяет, а не сплачивает. Однажды повстанцы по его приказу «отвели воды реки Цзиньцзян. Вырыли в русле яму в несколько чжанов глубины [1 чжан — более 3 м]. И закопали в ней бесчисленное множество золота и драгоценностей. Затем открыли плотину и пустили воду. Они назвали это „водной кладовой" и говорили: „После нас никто этим владеть не будет!"».
Бесчисленное количество золота, драгоценности, даже место затопления – все совпадает с тем, что обнаружили археологи: место раскопок находится на слиянии рек Миньцзян и Цзиньцзян, в 50 км южнее Чэнду, столицы провинции Сычуань. Не совпадает только причина.
Как сокровища оказались на дне реки – объясняет рассказ о последних днях великого крестьянского полководца. Известно, что в 1644 году Чжан Сяньчжун овладел Чэнду и провозгласил себя «царем Великого Западного государства». К тому времени он рассорился с бывшими соратниками, пережил несколько крупных поражений, успел побывать союзником своего закоренелого врага – династии Мин, стал мстительным, охочим до власти и, что нетрудно понять, обеспеченной старости. Однако на военно-политической арене Китая появился новый могучий противник: маньчжурские завоеватели династии Цин.
В 1646 году «крестьянский царь» был вынужден оставить столицу новоиспеченного государства и выступить со своим войском против маньчжурской армии. Поначалу ему сопутствует успех, но в его собственных войсках начинается «разброд и шатание», даже его приемные сыновья замышляют заговор против отца. Желтый тигр продвигает армию вперед и отводит назад без ясной цели – то ли он хочет соединиться с войсками бывших соратников, перешедших на сторону Мин, то ли, наоборот, сразиться с армией Мин, то ли выступить против маньчжурской армии Цин…
Великому полководцу не удалось выбрать место последнего сражения, за него это решили другие: в январе 1647 года возле Сичуна на армию «крестьянского царя» напали маньчжуры и китайские перебежчики, быстро сообразившие, куда дует политический ветер (после свержения династии Мин трон Поднебесной заняла маньчжурская династия Цин, правившая до 1912 года).
По одной версии, Желтый тигр погиб в этом бою от попавшей подмышку стрелы, по другой – был ранен, взят в плен и затем обезглавлен.
А где же сокровища? Согласно одной из версий легенды (вернее, записям в исторических хрониках провинции Сычуань), в 1646 году Чжан Сяньчжун пытался перевезти свои богатства по реке, но попал под обстрел армии Мин. Около тысячи деревянных кораблей с деньгами и драгоценностями загорелись и пошли на дно.
Веками эта история оставалась не более чем старинной легендой без каких-либо доказательств. Но в 1950-х годах на берегах реки Миньцзян люди начали находить серебряные слитки, и такие случайные находки происходили с завидной регулярностью.
В 2005 году строители, работавшие над проектом отвода реки в районе Пэншань округа Мейшань, нашли семь серебряных слитков на глубине 2,5 метра. Подозрения, что эти слитки являются частью затонувших сокровищ Чжан Сяньчжуна, стали превращаться в уверенность.
Эксперты изучили находки, и в 2010 году местные власти объявили участок реки Миньцзян охранной зоной. Археологи, однако, продолжали сомневаться в существовании легендарных «затонувших кораблей».
Зато охотники за сокровищами таких сомнений не испытывали. Черные копатели очень быстро воспользовались любезно предоставленными возможностями.
В 2011-м строители во время речных работ вновь наткнулись на клад – большое количество золотых и серебряных монет и артефактов. Сообщение о находке попало в прессу, и с тех пор от желающих быстро обогатиться отбоя не было: по воспоминаниям местных жителей, пять-шесть лет назад по берегам Миньцзян ходили толпы людей с металлоискателями.
В октябре 2016 года местные власти объявили о завершении расследования, длившегося целый год: полицейским удалось накрыть десять групп нелегальных копателей и девять ячеек скупки и сбыта ценностей, найденных в реке и на берегу. Общая сумма нелегально добытых сокровищ составила 300 миллионов юаней (44 миллиона долларов).
«Одна только золотая печать в форме тигра, которая, судя по надписи, принадлежала лично Чжан Сяньчжуну, была продана за 8 миллионов юаней», — сообщил представитель местной полиции.
Археологи больше не могли медлить. В начале этого года, в преддверии понижения уровня воды в Миньцзян, был огорожен участок реки возле района Пэншань размерами 1000 метров в длину и 100 метров в ширину. Несколько водяных насосов днем и ночью откачивали воду. К марту речное русло достаточно просохло для проведения раскопок. Практически сразу, начав работы на глубине 5 метров от поверхности реки, археологи обнаружили груды золотых и серебряных артефактов, количество которых уже достигло 10 тысяч.
По словам китайских археологов, найденные предметы – прямое и убедительное доказательство того, что место сражения определено верно.
«Среди находок – огромное количество золотых, серебряных и бронзовых монет, ювелирные украшения, а также предметы, указывающие на присутствие армии: железные мечи, ножи и копья», — говорит Гао Далунь, директор Института культурного наследия и археологии провинции Сычуань.
Надписи, вырезанные на золотых и серебряных слитках, прекрасно различимы: специалисты скоро займутся их расшифровкой. Среди находок есть также золотые, серебряные и бронзовые листы книг. Ювелирные украшения поражают высочайшим качеством исполнения. Отдельной работой станет изучение деревянных останков кораблей, воинской амуниции и оружия. Из-за огромного количества артефактов исследования могут занять годы, к тому же раскопки еще не закончены – у археологов есть время до апреля.
«Это открытие имеет чрезвычайную ценность для науки, истории и искусства. Благодаря этим находкам мы сможем лучше понять политическую, экономическую, военную и социальную жизнь людей в эпоху династии Мин», — сказал Ли Босян, археолог Пекинского университета.
Местные власти уже планируют строительство музея рядом с местом легендарного события, дабы «сохранить и защитить бесценные находки». Возможно, изучение найденного прольет свет на загадочную и противоречивую личность Чжан Сяньчжуна, яростного Желтого тигра Великой крестьянской войны.