Французские археологи рассказали о поразительном открытии, которое им пришлось скрывать несколько лет. Свое молчание ученые объясняют просто: место раскопок требовалось защитить от черных копателей и праздношатающейся публики. Только сейчас археологи опубликовали первые результаты исследований и раскрыли некоторые подробности, включая место находки.
Начало этой истории положил ураган, пронесшийся над французским регионом Бретань в 1987 году. Ветер с корнем вырвал сосну на вершине Скалы Императрицы – 50-метрового утеса на окраине бретонского города Плугастель-Даулас на атлантическом побережье Франции. При осмотре повреждений, в яме, оставшейся от погибшего дерева, специалисты обнаружили интересный археологический материал.
Начались раскопки, растянувшиеся на годы – утес возвышается на заросшем деревьями берегу, поэтому применение современной техники оказалось невозможным, все пришлось делать по старинке, вручную. 26 лет спустя, летом 2013 года, исследователи добрались до подножья Скалы Императрицы, где и обнаружили небольшую пещеру – что-то вроде грота, укрытия под скалой. Оттуда археологи под руководством Николя Нодино (Nicolas Naudinot) извлекли множество артефактов эпохи палеолита – кремневые наконечники стрел, каменные ножи, скребки… С 2013 года таких предметов набралось уже 4659. Все они представляют интерес для науки, но абсолютной сенсацией стали лишь 45 из них.
Речь идет об артефактах, которые археологи назвали «доисторическими гравюрами»: это 45 сланцевых табличек с изображениями животных – лошадей и зубров. Возраст «гравюр», процарапанных в мягком камне, нарисованных или подкрашенных углем, — больше 14000 лет.
В отличие от масштабных «полотен» доисторических художников на стенах таких пещер как Ласко (Франция), Альтамира (Испания) или Шульган-Таш (Россия), сланцевые гравюры из Плугастеля очень маленькие: 29 из них меньше пяти сантиметров в длину, 14 – меньше 10 см в длину, и лишь две довольно большие, почти 30 см, с прекрасно сохранившимися изображениями на обеих сторонах камня – это зеркальные «портреты» лошадей и зубров.
«Нас совершенно поразила красота этих рисунков и удивительное мастерство художника. Детали прорисованы очень умело – на изображениях лошадей, например, легко различимы копыта, грива, стоящий рядом жеребенок… Рисунки очень живые и говорящие», — рассказал Николя Нодино французскому изданию Le Figaro.
Археологи вспоминают, как после обнаружения первых гравюр в 2013 году им пришлось отложить лопаты, чтобы случайно не повредить хрупкий сланец, и перейти на самые деликатные инструменты – скребки, садовые совочки, кисти… А также исследователи добились от региональных властей полной защиты Скалы Императрицы от посторонних.
Все эти меры замедлили процесс раскопок, но открытие того стоило. Гравюры из Плугастеля – древнейшие произведения искусства, найденные в Бретани, но их нельзя назвать открытием местного значения. Подобные изображения, особенно с учетом их возраста, чрезвычайно редки в Европе. Одно из них – голова зубра, окруженная лучами – абсолютно уникально: подобная символика прежде никогда не встречалась ученым. Однако, говоря о возрасте, археологи имеют в виду не только древность сланцевых гравюр: те же рисунки из уже упоминавшихся знаменитых пещер на пару тысячелетий старше гравюр из Плугастеля. Тут дело в периоде, к которому их относят ученые.
«Для французской и европейской археологии эти гравюры представляют огромную ценность, поскольку относятся к переходному периоду, ранее неизвестному исследователям. Это переход от фигуративного искусства мадленской культуры к гораздо более схематичному и геометрическому искусству азильской культуры», — поясняет Нодино.
Пожалуй, к пояснению ученого стоит добавить еще несколько малопонятных слов, чтобы более наглядно объяснить историческую ценность находки. Одно из таких слов – Аллерёд, или Аллерёдское потепление, климатический период по классификации Блитта-Сернандера. Примерно 14500 лет назад климат Европы стал теплым и влажным, а после Аллерёда на континенте снова похолодало. Даже в наше время мы ощущаем последствия глобального потепления, но в доисторические эпохи вместе со сменой климата менялось всё, включая социальную организацию людей и такую тонкую материю как искусство.
До сих пор считалось, что Аллерёдское потепление положило конец мадленской культуре с ее изысканным и очень реалистичным графическим стилем. Само название эпохи, мадленская, восходит к пещере La Madelaine на юге Франции, где в XIX веке были обнаружены прекрасные доисторические рисунки и процарапанные в камне изображения людей и животных.
В своей научной работе, опубликованной в американском издании PLOS, французские археологи приводят несколько примеров «гравюр» мадленской эпохи, помимо широко известных рисунков из пещер Ласко и Альтамира.
Очевидно, что подобный художественный уровень, степень детализации изображений и их реалистичность предполагают не только талант, но и наличие весьма продвинутых навыков обработки камня и владения инструментами. По мнению ученых, это может говорить о том, что гравюры и рисунки выполнялись «профессионалами», которые получили свои умения не по счастливой случайности, а, вероятно, проходили особое обучение.
Аллерёдское потепление и суровые перемены в образе жизни древних европейцев тоже нашли свое отражение в искусстве. На смену мадленской пришла так называемая азильская культура, зародившаяся в Европе около 14000 лет назад. По мнению французских ученых, «одним из элементов быстрой социальной перестройки стал отказ от натуралистичных и фигуративных изображений на предметах и стенах пещер в пользу абстрактных орнаментов на небольших камнях».
В азильскую эпоху изображения людей и животных исчезают, им на смену приходят «малые формы» и геометрические абстрактные рисунки. Этот момент считается ключевым в хронологии палеолита, и он затрагивает не только изобразительное искусство. Исследователи связывают смену стиля с утратой необходимых навыков, упрощением орудий труда, «растворением высоких мадленских стандартов работы с камнем». Это особенно заметно в искусстве поздней азильской культуры – речь идет не о художественных предпочтениях, мол, реализм был лучше абстракции, а о технологиях работы с камнем и костью: фактор, который можно оценить объективно. В целом же это говорит о серьезных изменениях в жизни людей азильской эпохи и о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться, чтобы выжить в новом климате и новых ландшафтах.
В этом контексте слова археолога Николя Нодино о «переходном периоде, ранее неизвестном исследователям» обретают смысл: датировка гравюр из Плугастеля относит их к азильской культуре (14000-14500 лет назад, Аллерёд уже наступил), тогда как стиль изображений – к мадленской.
Ученые предложили свое объяснение полученным данным: «мадленские» навыки работы с камнем, требовавшие предварительной подготовки, деградировали быстрее, чем распространенная в мадленскую эпоху реалистичная стилистика изображений. Аллерёдское потепление «убило» профессионалов от искусства и выработанную ими символику, но это произошло не сразу.
Однако до сих пор ничто не указывало на то, что переход был длительным и постепенным – возможно, признают ученые, это связано с недостаточным количеством находок нужного периода. Сланцевые гравюры из грота под Скалой Императрицы – фактически первое доказательство существования переходного этапа: «агония» искусства и технологий мадленской культуры длилась дольше, чем было принято считать.
Датировку найденных в Плугастеле предметов, во избежание сомнений, ученые определили и подтвердили разными способами. Почва в этом регионе Франции отличается повышенной кислотностью, так что органические материалы сохраняются крайне плохо. Археологи привыкли иметь дело в основном с каменными артефактами и обладают необходимыми навыками и оборудованием для их изучения. В данном случае ученые проанализировали способ обработки каменных орудий, найденных рядом с гравюрами. Несколько характерных признаков говорят о том, что они были изготовлены в эпоху ранней азильской культуры.
Этот вывод подтверждает и радиоуглеродное датирование: три образца указали на климатические периоды Бёллинг и Аллерёд/Бёллинг – оба относятся к эпохе глобального потепления, наступившего в 12000-12500 годах до нашей эры.
Изображения на сланцевых гравюрах, однако, имеют все признаки «мадленской школы». Тема лошадей и зубров очень характерна для палеолита. Одинокая лошадь с гравюры 741 (сторона А, фото представлено выше по тексту) выдает любовь художника к деталям и способность их передать: например, фактура шерсти и даже объемы животного воссозданы с помощью мелкой штриховки по всему корпусу, тогда как грива изображена штрихами иной длины. Еще интереснее обратная сторона гравюры № 741: здесь изображены две взрослые особи в зеркальном отражении и, вероятно, жеребенок, спрятавшийся под животом матери.
Все изображения цельные, хорошо прорисованные, все пропорции соблюдены, как и перспектива – это особенно заметно на парных деталях, таких как ноги и уши. Это говорит о том, что художник старался максимально отразить реальность с точки зрения наблюдателя.
Детали проработаны столь тщательно, что ученые не могли не обратить внимание на такую странность как отсутствие у лошадей глаз. Подходящего объяснения исследователи пока не нашли – на других гравюрах мадленской культуры с глазами у лошадей все в порядке.
Напомним, что в то время дикие лошади были объектом охоты, до одомашнивания было еще очень далеко. Однако изображения демонстрируют не только пищевой интерес к этим животным – лошади, как и зубры, были объектами поклонения и восхищения.
В этом плане отдельной сенсацией стала двусторонняя гравюра с изображением головы зубра, окруженной лучами.
«Гравюра с "сияющим зубром" уникальна. Такое сочетание – реалистичная фигура животного и схематичное изображение сияния, ореола, — встречается нам впервые в доисторическом искусстве Европы. Мы можем лишь предположить, что это изображение имело глубокое символическое значение», — говорит Николя Нодино.
По мнению исследователей, тщательно прорезанные в камне лучи, дополняющие голову зубра с мощными рогами, указывают на особую, даже сакральную ценность зубров для древних обитателей Бретани. Анализ неинвазивным методом рамановской спектроскопии выявил лишнее доказательство в пользу этой теории. «Сияющий бык» — не простая гравюра: древний мастер, ради усиления визуального эффекта, подкрасил процарапанные в камне контуры черным пигментом. Химический след этого пигмента и обнаружил спектрометр.
Люди, оставившие под Скалой Императрицы тысячи каменных артефактов и восхитительные гравюры, были охотниками. Большая часть (42%) обработанных камней, найденных в гроте, — ретушированная, при этом археологи обнаружили лишь один нуклеус (камень-полуфабрикат для дальнейшего раскалывания и производства каменных орудий). Ученые сделали вывод, что в укрытие под скалой люди приходили со своими «заготовками», создавали на месте небольшие партии нужного оружия, а затем уходили, унося ценные нуклеусы с собой. Всё говорит о том, что укрытие не было предназначено для проживания, сюда наведывались на короткое время для особых целей. Вероятнее всего, здесь располагался лагерь охотников.
«Мы считаем, что грот служил временным пристанищем для небольших групп охотников, от 2 до 10 человек. В то время море находилось не в непосредственной близости от Скалы Императрицы, а в 50 километрах от нее», — говорит Николя Нодино.
Понадобился ураган и 30 лет исследований, чтобы одинокий утес на побережье Бретани начал рассказывать о своем доисторическом прошлом. Раскопки у Скалы Императрицы (кстати, названной так в честь супруги Наполеона III, если кому-то интересно) далеки от завершения – они возобновятся этим летом. Но, даже если здесь больше ничего не найдут, европейская археология уже получила богатый материал для размышления и восхищения.