Уникальную медную маску нашли в Аргентине еще в 2005 году: летние дожди смыли верхний слой почвы возле деревни Ла Кебрада в долине Кахон, так на поверхности оказалась груда человеческих костей и лежащая поверх останков прямоугольная маска из позеленевшей от времени меди.
Местные жители вызвали археологов, работавших неподалеку, на раскопках археологического памятника Бордо Марсиаль (1900-1800 год до нашей эры). С человеческими останками специалисты разобрались довольно быстро: из костей, лежавших в полном беспорядке, они смогли восстановить 14 скелетов мужчин, женщин и детей разного возраста. Маска определенно была оставлена в погребении изначально: на некоторых костях сохранились зеленые следы окислившейся меди.
Рядом с массовым захоронением ученые обнаружили одиночную могилу ребенка 8-12 лет, на теле которого лежали каменная бусина и медная подвеска. Радиоуглеродное датирование останков из двух захоронений помогло установить возраст маски и подвески: 3000 лет ±50. Двенадцать лет понадобилось для всестороннего изучения редчайшей медной маски: в июне 2017 года эксперты опубликовали результаты исследований в журнале Antiquity.
3000-летняя «маска из Бордо Марсиаль» оказалась древнейшим артефактом из меди, найденным в Андах. Это открытие заставило ученых пересмотреть свои взгляды на зарождение металлообработки в Южной Америке и вспомнить старые, но до сих пор малоизученные находки.
Долгое время считалось, что первенство в области обработки металлов принадлежит Перу – на территории этой страны были найдены наиболее древние южноамериканские металлические артефакты, такие как золотое ожерелье возрастом 3700 лет и листы золотой фольги 1100-1500 годов до нашей эры.
«Единоличное» первенство Перу так давно никто не оспаривал, что археологическим находкам из соседних стран не уделялось достаточно внимания. Однако совокупность «улик» все чаще говорит о том, что навыки обработки металла могли зародиться в южных Андах – конкретно на северо-западе Аргентины и севере Чили, либо эти технологии развивались параллельно здесь и в Перу. Авторы исследования «маски из Бордо Марсиаль» утверждают, что у южноамериканской металлургии нет одной-единственной родины – происхождение навыков работы с металлом имеет более сложную и обширную географию.
Место находки маски имеет значение: долина Кахон расположена в Андах, на северо-западе Аргентины, недалеко от границы с Чили и Боливией. Благодаря проведенным анализам ученые выяснили, что источник меди, использованной для создания маски, находится в 70 км от деревни Ла Кебрада и археологического памятника Бордо Марсиаль. Очевидно, что маска является «продуктом местного производства». В качестве дополнительного аргумента ученые приводят известный факт: крупнейшие на континенте месторождения меди находятся в Аргентине, Чили и Боливии. Местные эксперименты с обработкой меди могли оказать влияние на всю последующую работу с металлами в регионе.
Исследователи «раскопали» отчеты ранних археологических экспедиций и обнаружили множество подзабытых фактов. Например, в километре от деревни Ла Кебрада, на раскопках древнего поселения Бордо Марсиаль, археологи уже находили фрагменты меди и листов золота возрастом 3000 лет. В 1950-х годах аргентинские археологи обнаружили в долине Кахон множество золотых артефактов, происхождение которых до сих пор не подтверждено. По меньшей мере 80 медных браслетов из долины Кахон (того же района, где была найдена маска) оказались в коллекции Рудольфа Шрайтера (Гётеборг, Швеция), однако ценность этих предметов стала очевидной только сейчас – до сих пор медные браслеты никто не изучал, их точное происхождение также не подтверждено.
Медная маска стала сенсацией, сдвинувшей целый пласт научных исследований в нескольких странах. Как часто бывает, сенсационный предмет не обладает ни выдающимися размерами, ни внушительным видом. Размеры почти квадратной маски – 15 на 18 сантиметров, толщина медного листа – 1 мм. Проделанные в маске отверстия соответствуют расположению глаз, носа и рта на человеческом лице. Девять крохотных отверстий по краям маски, очевидно, служили для ее закрепления на голове или другом объекте.
Анализ металла показал, что маска изготовлена из чистой меди, количество примесей не превышает 1%. Метод обработки ученые определили по микроструктуре металла: они обнаружили признаки холодной ковки, неоднократного нагрева и медленного охлаждения. К сожалению, сильная коррозия «съела» толщину медного листа, что не позволило изучить другие детали создания маски – в частности, исследователи так и не смогли определить, как и каким инструментом в ней были проделаны отверстия.
Ответ на вопрос, кем были создатели маски, более-менее известен: 3000 лет назад в этом регионе кочевые группы охотников-собирателей начали переход к оседлой жизни. Появились земледельческие поселения, одним из которых был Бордо Марсиаль. А где деревня – там и кузнец.
Археологи считают, что маска из Бордо Марсиаль – древнейший образчик антропоморфных масок, впоследствии ставших традиционными во всем регионе. Например, в долинах на юге Анд было найдено пятьдесят антропоморфных масок из камня. Датировка и происхождение трех из них достоверно известны – это погребальные каменные маски возрастом 1500-2500 лет. В доколумбовых захоронениях провинции Жужуй на севере Аргентины были обнаружены серебряные и золотые маски возрастом 900-1500 лет.
В своей статье исследователи не раз намекают на неприятные явления, тормозящие южноамериканскую археологию и не позволяющие увидеть объективную картину прошлого – от разграбления археологических памятников до невозможности установить точное происхождение артефактов и невнимания к существенным деталям. В случае с медной маской все работы проходили под контролем специалистов, археологический контекст известен и изучен, результаты исследований проверены и достоверны – в итоге ученые смогли выявить прежде «невидимые» взаимосвязи и переписать пару устоявшихся теорий.
В прошлом году мы рассказывали любопытную историю о другом уникальном артефакте, на этот раз из Мексики – древний бирюзовый череп оказался не совсем настоящим…