Император Октавиан Август создал самую боеспособную армию современного ему мира. 250 тысяч солдат 20–25 лет своей жизни проводили в учениях и войнах. Они не имели права на землю и семью, им не было нужды заботиться о пропитании. От них требовалось уметь убивать, и они прекрасно умели.
Примерно через двести лет границы Римского государства расширятся настолько, что вся сила армии будет уходить на их охрану. Содержание такого количества ничего не производящих мужчин станет непосильным жерновом на шее империи. Им попытаются уменьшить жалование, и тут же выяснится, что власти просто нечего противопоставить сотням тысяч подготовленных бойцов, не имеющих земли, семьи и дома – ничего, кроме оружия. Властители мира станут игрушкой в руках собственной армии, попытки её содержать развалят экономику окончательно, за пятьдесят лет сменится семнадцать императоров, и империя в конце концов распадётся на части. Потом её восстановит Аврелиан, и она худо-бедно просуществует ещё два века.
Впрочем, в славные времена владычества Августа до такого печального исхода было далеко. Тогда непобедимая армия императора заняла маленькую Иудею, ещё со времён Помпея зависимую от Рима, и превратила её попросту в римскую провинцию.
В 66 году нашей эры страна восстала против римского владычества. Война продлилась до 73 года. Иерусалим превратился в руины, множество евреев было продано в рабство и рассеяно по миру. Оставшиеся на свободе бежали из разорённой страны. Иудея опустела.
А в 117 году на трон взошёл император Адриан, сын славного Траяна. Хорошо понимая, что время завоевательных походов прошло, он начал масштабное укрепление границ. По всем рубежам великой империи, от Шотландии до Евфрата, появились крепости, валы, гарнизоны – теперь уже Рим боялся мира, а не наоборот.
Этот властитель восстановил древнюю столицу Иудеи. Восставший из пепла Иерусалим обзавёлся театрами, термами, форумом и всем прочим, что полагалось иметь уважающему себя римскому городу.
Так свидетельствуют исторические источники, придирчиво проанализированные специалистами. Но большинство этих римских сооружений до сих пор не обнаружено археологами. Это, конечно, не значит, что их нет в Иерусалиме – просто густонаселённый город не перекопаешь вдоль и поперёк в поисках древностей.
И вот 16 октября 2017 года агенство Associated Press сообщило, что раскопки, два года ведущиеся под Стеной Плача, увенчались головокружительным успехом: обнаружен недостроенный античный театр. Римских театров в священном городе трёх религий ещё не находили.
На глубине шести метров под землёй обнаружилось место, где жаждущие хлеба и зрелищ получали свои зрелища. Раскопки обнажили первый ряд сидений, площадку для музыкантов и часть сцены. Зрительный зал даже по тем временам был относительно небольшим – около двухсот мест. Историки полагают, что это одеон – учреждение для музыкальных или театральных представлений. Впрочем, это мог быть и булейтерион – собрание высших чиновников провинции.
Эксперты датируют сооружение вторым или третьим веком. Вероятно, строительство было начато как раз при Адриане. Загадка в том, почему оно не было закончено.
Чтобы бросить незавершённым сооружение, в которое вложено столько труда, требуются веские причины. Впрочем, как минимум одна более чем веская причина лежит на поверхности.
В 132 году в Иудее, едва оправившейся от войны, вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы, объявившего себя Мессией. Кровь лилась до 135 года. Бунт, конечно, был задавлен громадой Рима. А в наказание за непокорность императоры приняли жестокое решение: иудеям было попросту запрещено жить в своей стране. Началась история о народе, потерявшем родину, но не память о ней. Об этих трагических событиях мы рассказывали в материале "Археологи узнали имя неизвестного наместника Иудеи".
Археолог Джо Узиэль (Joe Uziel), руководящий раскопками, полагает, что именно эти события и прервали строительство театра – городу стало не до увеселений. Впрочем, продолжение раскопок может принести новые ответы. Вероятно, нас ждёт ещё немало волнующих археологических новостей из древнего города, которого так не любил пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.