Согласно последним оценкам, около 700 миллионов человек в мире страдают от дислексии. Такие люди испытывают разной степени трудности с освоением навыков чтения и письма. Но при очевидной распространённости расстройства досконально разобраться в его основах учёным пока не удавалось, а уж успешно вылечивать его и подавно.
До сих пор считалось, что причины дислексии следует искать в головном мозге. Но новое исследование французских учёных показывает, что трудности с чтением возникают из-за проблем в строении глаза.
Чтобы лучше разобраться в вопросе, следует вспомнить, что наши глаза неравноценны для мозга. Один глаз (у разных людей это может быть правый или левый) является ведущим и при обработке зрительного сигнала мозг ориентируется именно на него. Это связано с тем, что, хоть каждое полушарие мозга контролирует оба глаза, при формировании изображения оно отвечает только за половину поля зрения. Поэтому нервной системе необходимо отличать правый сигнал от левого.
Гай Ропарс (Guy Ropars) и Альберт Ле Флох (Albert Le Floch) из Реннского университета (Université de Rennes 1) обратили внимание на особенности распределения светочувствительных клеток (колбочек) в сетчатке глаза. Большинство колбочек, отвечающих за восприятие красного и зелёного цвета (но не синего), сосредоточены в небольшом углублении на сетчатке, известном как центральное пятно.
У людей, не имеющих проблем с обучением чтению и письму, центральное пятно ведущего глаза имеет ровную округлую форму, в то время как во втором глазу оно вытянуто и часто имеет неправильные очертания. Это помогает нервной системе отличать один глаз от другого и верно объединять два зрительных сигнала в единый образ.
А вот у пациентов с дислексией оба пятна имеют округлую форму, из-за чего ни один из глаз не воспринимается мозгом, как доминирующий. Это и приводит к постоянной путанице, считают французы.
"Наши наблюдения заставляют поверить в то, что мы действительно нашли потенциальную причину дислексии, – рассказывает Ропар. – Отсутствие асимметрии вполне может быть биологической и анатомической основой для проявления нарушений в способности к обучению чтению и письму".
Всего в исследовании приняло участие 30 здоровых людей и 30 пациентов с дислексией. Оно не закончилось на этапе выявления потенциальной причины заболевания.
Во второй части учёные разработали метод, который позволяет компенсировать отсутствие описанной асимметрии в глазах с помощью мигающей светодиодной лампы. Эта пульсация происходила настолько быстро, что человеческий глаз её просто не воспринимал. По сути, таким образом одно из поступающих в мозг изображений как бы аннулировалось и формирование представления о тексте происходило по информации, приходящей только от одного глаза.
Новая техника пока проходит свои первые испытания, и авторы исследования считают, что до регулярной терапии ещё очень далеко. Но сама потенциальная возможность лечения дислексии уже может считаться серьёзным достижением.
Более подробно с результатами исследования и выводами авторов можно ознакомиться, прочитав статью, которая была опубликована в издании Proceedings of the Royal Society B.