Вторая в этом году новость с раскопок в Виминациуме: на этот раз сербские археологи наткнулись на нетронутый римский саркофаг. Открытие, по словам ученых, сенсационное: «Найти саркофаг, не поврежденный и не разграбленный за прошедшие столетия, — большая редкость, причем не только в Сербии, но и в других странах. Еще в древности грабители знали: в таких хоронят состоятельных людей, с богатыми погребальными дарами и дорогими личными вещами», — сказал в интервью сербскому телеканалу РТС Миомир Корач (Miomir Korać), директор Института археологии сербской Академии наук и руководитель раскопок в Виминациуме.
Саркофаг не тронули грабители, его не повредил крестьянский плуг, он не пострадал от перемещений тяжелой техники в наше время (по соседству с археологическим парком расположена угольная электростанция). В некотором смысле это действительно чудо.
Об истории Виминациума, главного города римской провинции Верхняя Мёзия (современная Сербия), мы кратко рассказывали в двух предыдущих материалах о не менее сенсационных находках: «Золото, серебро и черная магия: в Сербии обнаружили уникальные таблички с проклятиями» и «В Сербии нашли предполагаемую гробницу римского императора» (Миомир Корач любит напоминать, что на территории современной Сербии родились 18 римских императоров, включая Константина Великого, а некоторые умерли и были похоронены в Виминациуме).
Виминациум, основанный римлянами в I веке нашей эры, был одним из крупнейших и богатейших городов своего времени. Он просуществовал всего несколько столетий и погиб вместе с Западной Римской империей – в V веке его разграбили гунны, в VI веке император Юстиниан пытался возродить и заново отстроить город, но в том же VI веке Виминациум окончательно уничтожили аварские племена из Центральной Европы.
Крупные римские поселения, над которыми впоследствии не выросли современные города вроде Лондона и Будапешта, можно пересчитать по пальцам. «Фактически только Виминациум, раскинувшийся на 450 гектарах, остается открытой площадкой для исследований. Количество возможных открытий и новой информации невозможно ни предсказать, ни измерить», — говорит Корач.
Одно из таких открытий – неповрежденный римский саркофаг предположительно III века нашей эры. По словам Корача, это лишь второй нетронутый саркофаг, найденный в Виминациуме за все время раскопок, то есть с 1882 года.
Саркофаг выполнен из известняка и, по традиции, стилизован под здание храма: с крышкой в форме двускатной крыши, украшенной по углам акротериями. Археологи добавили, что при внешнем осмотре не обнаружили серьезных повреждений (когда именно треснула крышка – в земле или в момент извлечения саркофага, – нигде не сообщается).
«С помощью тяжелой техники мы сняли крышку – и только тогда поняли, что это двойное погребение. Артефакты, найденные внутри, превзошли все наши ожидания», — говорит Корач.
По словам антрополога Илии Микича (Ilija Mikić), в саркофаге лежали останки двух человек: высокого мужчины средних лет (пожилого по меркам той эпохи) и стройной, более молодой женщины. Кем были эти люди – еще предстоит выяснить: каких-либо надписей на саркофаге или иных прямых подсказок археологи пока не нашли. С уверенностью можно сказать лишь одно: «Судя по найденным в могиле предметам, эта пара определенно принадлежала к высшему сословию», — сообщил Микич в интервью агентству Reuters.
Благодаря современным технологиям, покойные смогут сами рассказать свою историю: уже запланированы детальные лабораторные исследования, включающие весь современный набор – генетические, изотопные, радиоуглеродные анализы и так далее.
Без этого трудно понять, когда они жили и от чего умерли, откуда они родом и кем они приходятся друг другу: мужем и женой или отцом и дочерью. Однако «археологическое прочтение» артефактов уже дало интересные подсказки.
Рядом с останками мужчины нашли его личные вещи – серебряную поясную пряжку, фибулу и остатки кожаной обуви, тогда как женские предметы археологи назвали «одним из самых выдающихся погребальных наборов, найденных в могилах Виминациума» (а городской некрополь, к слову, насчитывает больше 14000 захоронений).
По предварительным оценкам, женщина была похоронена в роскошной одежде, затканной золотыми нитями и богато украшенной. Среди найденных артефактов – три стеклянных сосуда (два бальзамария и один унгвентарий, такие флаконы использовались для хранения благовоний и косметических средств); четыре бронзовые монеты, одна из которых отчеканена в Виминациуме в середине III века (эта монета и дала временную датировку захоронения), золотые серьги, золотое кольцо, ожерелье, серебряное зеркало и четыре заколки для волос.
Простое перечисление, возможно, не впечатляет, однако археологи умеют извлекать живые истории из неодушевленных предметов.Согласно римским погребальным обычаям, записанным в древних «законах XII таблиц» (которые во II-III веке нашей эры еще вполне соблюдались), золото не оставляли в могилах. «А также золота с покойником пусть не кладут», предписывает Таблица Х, и об этом же напомнил Миомир Корач, рассказывая о другой находке в Виминациуме — золотых табличках с проклятиями.
Однако для личных вещей и украшений, в отличие от погребальных даров, повсеместно действовало нечто вроде послабления. Таким образом, все золотые предметы, найденные в саркофаге, можно считать прижизненной собственностью покойной.
Серебряное зеркало – один из предметов, намекающих на характер взаимоотношений между мужчиной и женщиной: более вероятно, что они были мужем и женой, а не отцом и дочерью.
«Декор серебряного зеркала, найденного рядом с покойной, выполнен в виде «гераклова узла». Дорогие зеркала искусной работы использовались во время свадебных церемоний, когда невесту провожали в дом будущего мужа. Возможно, зеркало из саркофага напоминало о таком событии или осталось с их собственной свадьбы. Эта гипотеза косвенно подтверждается декоративным мотивом на зеркале, «геракловым узлом», поскольку именно таким узлом завязывали пояс новобрачной», — поясняет Корач.
«Гераклов узел» — очень старый мотив плодородия и исцеления, берущий начало в Древней Греции и позже популярный в Египте, в Римской империи и даже в средневековой Европе вплоть до эпохи Ренессанса. В России он не имеет символического смысла, тогда как в западной традиции его до сих пор называют «узлом любви», оставившим во многих языках устойчивое выражение «связать свои судьбы / связать судьбу с кем-либо».
Другую любопытную историю рассказали заколки для волос с круглыми наконечниками – две костяные и две гагатовые.
В древности гагат (разновидность каменного угля) считался очень редким и дорогим материалом, основной центр его добычи и обработки находился в Англии, на территории современного графства Йорк. Ученые практически уверены, что гагат найденных в Сербии заколок происходит именно оттуда. Гагат ценили за легкость обработки и красивый блеск после полировки, но с точки зрения археологов у него есть и другие особенности.
«Гагат – чрезвычайно редкий материал, при этом он очень удобен в датировке и у него есть своя история: с гагатовыми украшениями хоронили женщин определенного возраста», — говорит археолог Илия Данкович (Ilija Danković).
Однако самой любопытной и невероятно редкой находкой археологи считают не гагат и не зеркало, а золотое кольцо с выгравированными на нем буквами SIMP – возможно, это инициалы мужчины или аббревиатура его имени (см. заглавное фото).
Такую информацию ученые извлекли из найденных артефактов за три недели, прошедших с 10 мая — дня вскрытия саркофага. Теперь специалистам предстоит самая кропотливая, но и самая интересная часть работы: анализ каждой находки и определение ее места в гигантской головоломке под названием «Виминациум». Ведь из 450 гектаров городской территории на сегодняшний день изучено менее 5%.