Начало этой истории вполне стандартное для Европы: в 2006-2007 годах по землям итальянской коммуны Гавелло недалеко от Венеции прокладывали трубопровод. Наткнулись на одиночное захоронение. Археологи провели спасательные раскопки. Останки перевезли в лабораторию. В 2018 году результаты исследований опубликовали в издании Archaeological and Anthropological Sciences.
Название научной статьи честное, с вопросительным знаком в конце: «Междисциплинарное исследование травмы пяточной кости в древнеримской Италии: вероятный случай распятия?», однако даже без абсолютной уверенности новость об открытии стала сенсацией. Если выводы ученых верны, подобная находка станет лишь второй за всю историю археологии: похоже, 2000 лет назад в одиночной могиле был похоронен человек, распятый на кресте.
Невероятно, но факт – вопреки многочисленным письменным свидетельствам, некоторые из которых даже легли в основу мировой религии, до сих пор был известен лишь один археологически подтвержденный случай казни через распятие (не тот, о котором вы могли подумать).
«Ценность нашего открытия в том, что это вторая подобная находка в истории. Общеизвестно, что такой жестокий способ казни долгое время применялся и совершенствовался римлянами, однако археологам всегда было сложно выявить погибших на кресте – поврежденные кости плохо сохраняются и, как следствие, возникают трудности в идентификации травм», — рассказала в интервью итальянскому изданию Estense антрополог Урсула Тун Гогенштейн (Ursula Thun Hohenstein), соавтор исследования.
Поясним: жертву распятия можно опознать по обязательному признаку – отверстиям от гвоздей на костях ступней и/или запястий. Однако практичные римляне зачастую извлекали железные гвозди из тела казненного, а раздробленные кости со временем распадаются на мелкие фрагменты и плохо сохраняются, затрудняя идентификацию первоначальной травмы.
Скелету из Гавелло «повезло»: еще на стадии раскопок археологи заметили «особый характер травмы» правой пяточной кости. Были и другие факторы, подтолкнувшие ученых к многолетним и дорогостоящим исследованиям одиночного захоронения, содержавшего сплошные фрагменты: фрагменты костей черепа, 18 зубов, фрагменты ребер и позвонков, фрагменты тазовых костей, фрагменты трубчатых костей (полностью сохранилась лишь левая бедренная кость) и некоторые кости рук и ступней.
«В нашем случае, несмотря на плохое состояние останков, мы смогли выявить совокупность признаков, указывающих на мучительную смерть, сходную с распятием», — сказала Estense Эмануэла Гуальди (Emanuela Gualdi) профессор антропологии в университете Феррары и соавтор исследования.
Иными словами, помимо главной «улики» – отверстия в пяточной кости – за годы исследований удалось обнаружить и другие признаки соответствия захоронения историческим критериям римского распятия, среди которых – время, место и личность погибшего.
Вопреки распространенному мнению, казнь через распятие изобрели вовсе не римляне. У нее более древнее происхождение – вероятно, ассирийское или вавилонское. Распятие как высшая мера наказания переходило «по наследству» от одной империи к другой – в VI веке до н.э. его переняли древние персы, в IV веке до н.э. вместе с другим «культурным багажом» из завоевательных походов Александра Македонского распятие стало известно в восточном Средиземноморье (в доэллинистической Греции ничего подобного не существовало), в III веке до нашей эры финикийцы познакомили с распятием римлян – а те, в свою очередь, применяли и совершенствовали древнюю казнь вплоть до IV века нашей эры, пока эту практику не запретил Константин Великий, первый император-христианин.
Римляне с их инженерным складом ума превратили распятие в четко выверенный процесс и эффективную пытку: максимально замедлили наступление смерти при максимальном увеличении боли. Мучения распятого на кресте могли продолжаться от 6 часов до 4 дней. Современные судмедэксперты пришли к выводу, что в классическом варианте смерть наступала в результате постепенного развития дыхательной недостаточности, проще говоря – удушья.
Известно, что римские стражники не могли покинуть место казни до смерти жертвы. Долгое ожидание выматывало, поэтому иногда они прибегали к ускоренным методам: crucifragium (перелом костей голени, большеберцовой и/или малоберцовой кости – после этого распятый больше не мог приподниматься на ногах и удушье наступало быстрее), удар копьем в сердце, резкий удар в грудь, а также разжигание костра у подножья креста – в этом случае жертва умирала, задохнувшись дымом.
Следы такого вмешательства (кроме дыма) должны сохраняться на костях жертвы, на скелете из Гавелло их тоже искали.
Еще одна важная деталь: социальный портрет распятого на кресте. В римском мире такая казнь считалась позорной и предназначалась для определенных категорий населения – рабов или бывших рабов (вольноотпущенников), мятежников, христиан, совершивших преступление чужеземцев и других не-граждан Рима, а также для дезертиров или иначе провинившихся солдат.
В случае останков из Гавелло «совокупность признаков», говорящих о смерти через распятие, такова:
Датировка захоронения. Радиоуглеродное датирование оказалось невозможным из-за плохой сохранности останков, однако стратиграфия и археологический контекст позволили отнести погребение к I веку нашей эры: археологи ученые обнаружили обломки кирпичей и черепицы римской эпохи.
Происхождение и половая принадлежность останков. Любопытно, что археологи не смогли «на глаз» определить, кому принадлежали останки – мужчине или женщине: для этого понадобились генетические исследования. Первичный осмотр выявил легкие признаки полового диморфизма, грацильное (хрупкое) телосложение, худобу и признаки недоедания в детстве. Рост человека при жизни составлял всего 159 см, ниже среднего для уроженца Италии I века. Возраст на момент смерти – от 30 до 34 лет. Генетический анализ материала, взятого из трех позвонков, показал принадлежность останков мужчине, а также его митохондриальную гаплогруппу, H. Гаплогруппа H – наиболее распространенная в Европе, однако она широко представлена и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке. Предварительный вывод исследователей – мужчина из Гавелло мог быть рабом или пленником из соседних с Италией регионов.
Характер погребения. Одиночное погребение имеет все признаки девиантного, то есть не соответствующего общепринятым нормам: мужчина был похоронен непосредственно в земле, в обычной яме, без погребальных даров, что совершенно не типично для того времени. Захоронение одиночное, изолированное от дорог и населенных мест: так в Древнем Риме хоронили преступников и казненных позорной смертью. По словам Урсулы Тун Гогенштейн, «топографическая изоляция захоронения указывает на то, что этот человек считался социально опасным и общество предпочло его отторгнуть даже после смерти».
Травмы. Несмотря на внешне целостный вид останков (см. фото выше), поверхность костей сильно повреждена корнями растений, насекомыми и повышенной кислотностью почвы. Исследователи обнаружили следы перелома на одной из костей голени, большеберцовой, однако не смогли найти подтверждения предсмертного характера травмы. Вывод ученых — «это не crucifragium».
Таким образом, помимо вышеперечисленных косвенных признаков распятия, остается один прямой: отверстие в правой пяточной кости мужчины из Гавелло.
Первые антропологические исследования останков проводились в университете Феррары. Генетический анализ материала – в университете Флоренции, в лаборатории молекулярной антропологии, специализирующейся на изучении древней ДНК. Пяточная кость удостоилась отдельного исследования в университете Сиены с использованием мощного цифрового микроскопа Hirox, позволяющего создавать трехмерные модели объектов.
«Прямой сквозной канал длиной 24 мм проходит от медиальной поверхности кости (диаметр 9 мм) к латеральной (диаметр 6,5 мм). Следы внешнего давления присутствуют только на медиальной [внутренней] поверхности, что может соответствовать точке входа гвоздя. Наличие эллипсоидного вдавленного перелома на внутренней поверхности кости и его отсутствие на латеральной [наружной], говорит о том, что травма была нанесена перед смертью и направление удара шло от внутренней к наружной поверхности, создав разрыв в точке входа», — это выдержки из заключения специалистов.
Иными словами, всё происходило не совсем так, как принято изображать распятие в иконографии: стопа мужчины из Гавелло была пробита не фронтально, а сбоку. Гвоздь прошел насквозь через пяточную кость от внутренней стороны к внешней, тип перелома подсказывает, что травма была прижизненной и в этот момент конечность человека опиралась на твердую поверхность (например, дерево).
Тем не менее авторы исследования первыми готовы признать, что эти выводы не являются ни исчерпывающими, ни однозначными. Трудно понять, как должна выглядеть «типичная» травма при распятии, если для сравнения есть лишь одна подтвержденная находка такого рода.
Первое и до недавних пор единственное материальное доказательство распятия было найдено в 1968 году в Иерусалиме, во время раскопок крупного еврейского кладбища эпохи Второго храма (II век до н.э. – 70 год н.э.) в районе Гив'ат ХаМивтар. В одной из богатых семейных гробниц руководитель раскопок Василиос Цаферис обнаружил оссуарий с костями двух человек: мальчика 3-4 лет и молодого мужчины 20-24 лет.
Нет никаких сомнений в том, что мужчина погиб на кресте: по нелепой случайности его останки сохранили все доказательства, включая железный гвоздь в пяточной кости. «После того, как гвоздь размером около 18 см пробил обе ноги, он прошел через деревянную пластину и крест; здесь гвоздь попал в сучок, конец гвоздя загнулся, поэтому его не удалось извлечь после смерти человека», — писал Цаферис в своей статье об открытии.
Под шляпкой гвоздя сохранился фрагмент доски из древесины акации размером около 2 см – по всей видимости, часть деревянной пластины с креста, на котором был распят «Иехоханан, сын Хагакола» (такую надпись археологи обнаружили на оссуарии). Сохранились и следы crucifragium – левая голень мужчины была перебита одним мощным ударом. Археологи датировали захоронение I веком нашей эры, точнее — периодом с 7 по 66 год.
Изучить останки Иехоханана с применением современных технологий невозможно: они были перезахоронены по еврейскому обычаю, остались лишь материалы раскопок 1968 года и точная копия пробитой гвоздем пяточной кости, хранящаяся в Музее Израиля. Однако за прошедшие годы разные ученые пересматривали выводы Василиоса Цафериса (1968) и антрополога Нико Хааса (1970), пытаясь восстановить подлинную картину римского распятия в отсутствие иных материальных доказательств. Открытие в Гавелло впервые за 50 лет предоставляет исследователям возможность для сравнения.
Между этими мужчинами мало общего, разве что оба погибли в I веке и оба имели некоторые особенности внешности. В отличие от мужчины из Гавелло, юноша из Иерусалима происходил из обеспеченной еврейской семьи, а перебитая голень может указывать на то, что его смерть ускорили намеренно – чтобы позволить его семье совершить погребение до полуночи, согласно еврейскому обычаю. В Иудее казненные на кресте вызывали сочувствие и сострадание, они не считались опозоренными, ведь зачастую эти люди были преступниками лишь в глазах римских завоевателей. Иехоханан, по всей видимости, был распят именно по этой причине – за некую антиримскую деятельность, но его тело было погребено в семейной гробнице с соблюдением всех обрядов. Тогда как мужчина из Гавелло был буквально «зарыт как собака».
Авторов исследования, впрочем, больше интересуют не социальные, а судебно-медицинские аспекты, ведь для начала нужно доказать, что мужчина из Гавелло тоже погиб на кресте.
«Расположение, сечение и направление сквозного канала лишь частично совпадают с другим случаем распятия. Отверстие в пяточной кости итальянского скелета круглое в сечении, тогда как в случае жертвы из Гив'ат ХаМивтар – квадратное. Действительно, римляне чаще использовали гвозди с квадратным сечением, однако применение «круглых» гвоздей тоже имело место, такие свидетельства есть в исторической литературе», — пишут исследователи.
В обоих случаях травма сквозная, то есть проходит через всю кость с точками входа и выхода, и расположена на заднем участке пятки. Отличие в направлении удара: от внутренней к внешней поверхности у скелета из Гавелло, от внешней к внутренней – у жертвы из Гив'ат ХаМивтар (по данным исследования 1985 года).
Направление удара чрезвычайно важно для определения положения тела на кресте. Изображения и письменные источники дают разные описания казни: количество гвоздей варьируется от одного до четырех (руки зачастую фиксировали не гвоздями, а веревкой), стопы могли быть прибиты по отдельности (2 гвоздя) или вместе, одним длинным гвоздем.
По мнению авторов исследования, тип травмы на правой пяточной кости из Гавелло вполне соответствует положению тела на кресте, предложенному Нико Хаасом, первым исследователем останков из Гив'ат ХаМивтар в 1970 году: а) тело развернуто вправо, ноги и стопы совмещены, в таком случае для закрепления ног на кресте достаточно одного гвоздя, б) ноги в открытой позиции, стопы наложены друг на друга и зафиксированы одним гвоздем с внутренней стороны.
Впрочем, исследователи скелета из Гавелло не исключают и третий вариант: ноги в открытой позиции, стопы не наложены друг на друга и зафиксированы на кресте каждая по отдельности с внутренней стороны (т.е. двумя гвоздями).
Способ распятия Иехоханана, предложенный Хаасом в 1970 году, был пересмотрен в 1985-м, и если выводы антрополога Иосифа Зиаса и медика Элиэзера Секелеса верны, то иерусалимское распятие отличается не только от итальянского, но и от любого «привычного» изображения этой казни.
Что касается фиксации рук, в обоих случаях исследователи не обнаружили характерных следов травм на запястьях (в случае скелета из Гавелло этому помешала плохая сохранность костей). По всей вероятности, руки казненных были зафиксированы веревкой, а не гвоздями – такой способ тоже широко применялся и никак не влиял на исход казни: без «помощи» извне распятый погибал от удушья.
700 лет римской практики; десятки тысяч казненных на кресте; многочисленные изображения и письменные свидетельства; казнь, возведенная в ранг технологии со своими терминами, приспособлениями и последовательностью действий – однако до сих пор все научные представления о римском распятии были основаны на единственном (уже недоступном для изучения) наборе костей и реконструкциях – антропологических и судебно-медицинских.
Если гипотеза о смерти мужчины из Гавелло подтвердится, его кости станут не только вторым в мире археологическим свидетельством распятия, но и откроют новые возможности для исследований. Открытие итальянских ученых может повлиять на существующие представления о способах распятия в Римской империи, о бытовавших верованиях и суевериях, связанных с казнью ритуалах и погребальных практиках.
Авторы исследования признают, что для сравнения и подтверждения результатов нужны новые находки такого рода, однако проведенная ими работа может в дальнейшем помочь археологам в «опознании» останков распятых.
Из многочисленных публикаций «Вести.Наука» по теме древних казней, девиантных захоронений и редких находок рекомендуем два материала: «Редчайшая находка в Египте: древние останки "неопределенного пола" могут принадлежать евнухам» и «Темная сторона этрусков: в Популонии нашли уникальное захоронение юноши в железных оковах».