Для этого важнейшего открытия понадобился один незадачливый фермер, испорченная труба для полива и попытка припарковать тяжелую машину в тени оливкового дерева. Так, благодаря цепочке случайностей, наступил «великий день» для городка Иерапетра на юге Крита: здесь впервые за всю историю археологических исследований острова нашли нетронутые захоронения бронзового века, относящиеся к позднеминойскому периоду III.
Об этом событии мы рассказывали всего десять дней назад, в материале «"Великий день": на юге Крита нашли нетронутые минойские захоронения».
«Значимость этого открытия для нашей истории и культуры просто огромна. Заодно это наш ответ тем, кто говорил, мол, не было минойцев в Иерапетре. Были!», — сказал тогда Аргирис Пантацис, вице-мэр города. Он же и назвал день находки «великим»: в Иерапетре действительно ничего подобного прежде не находили, так что эти захоронения, чудом сохранившиеся и чудом найденные, могут изменить существующие представления об угасании великой минойской цивилизации 3300-3500 лет назад – то есть после катастрофического извержения вулкана на острове Тира (Санторин) и завоевания Крита греками-ахейцами.
Первые сообщения и фотографии с места находки были вполне однозначны: из гробницы на поверхность подняли два глиняных ларнакса (саркофага), в которых обнаружили человеческие останки.
23 августа в греческой прессе появились новые фотографии в сопровождении перепечаток официального пресс-релиза греческого министерства культуры. Редакция «Вести.Наука» обрадовалась такой оперативности греков и возможности сообщить нашим читателям продолжение этой замечательной истории, ведь многое намекало на присутствие третьего минойского захоронения.
Однако после изучения «пресс-релиза» мы запутались. На новых фотографиях (см. заглавную фото) вроде бы изображен третий ларнакс – во всяком случае, он не похож на два первых, запечатленных на любительских снимках с первого дня раскопок. В тексте пресс-релиза, тем не менее, речь идет только о двух ларнаксах, найденных в гробнице – существование третьего не подтверждается. В английском тексте пресс-релиза есть и другие странности – впрочем, как выяснилось, перевод с греческого был выполнен через Google без осмысленной редактуры, и в таком виде информация осела на англоязычных страницах греческих изданий.
В ожидании новых подробностей и пояснений предлагаем ознакомиться с информацией из официального пресс-релиза – это пока единственное, что мы можем предложить.
Итак, место первичного провала грунта археологи профессионально обработали, и обычная яма превратилась в шурф диаметром 1,20 метра и глубиной более 2,5 метров.
«Обнаружена камерная гробница, высеченная в мягком известняке. Вход в гробницу запечатан камнями, поэтому доступ к внутренней камере был получен через вертикальное отверстие».
Внутреннее пространство гробницы оказалось разделено на три высеченные в известняке ниши. В «южной» нише обнаружен неповрежденный ларнакс с крышкой, внутри – прекрасно сохранившиеся человеческие останки, лежащие в «позе эмбриона». Рядом с ларнаксом найдены 14 керамических ритуальных сосудов, кратер для смешивания вина с водой и одно плоское блюдо.
В «северной» нише располагался второй ларнакс, содержавший останки взрослого человека. Сохранность костей средняя, зато погребальная керамика сохранилась прекрасно. Археологи отметили высокое качество ритуальных сосудов, их создавал хороший мастер.
«По первым оценкам исследователей и согласно типологии керамики, гробница датируется позднеминойским периодом IIIA-B, что соответствует 1400-1200 годам до нашей эры», — сообщается в пресс-релизе.
А вот и запутавший нас пассаж из пресс-релиза: «Рядом с местом раскопок были выявлены признаки еще одного захоронения, однако проведенные исследования такового не обнаружили». Три ниши в гробнице, третий ларнакс на фотографиях (отличающийся от двух первых) – однако представители министерства заявляют лишь о двух погребениях.
«Вести.Наука» будут следить за развитием событий и появлением новых, более осмысленных подробностей с раскопок в оливковой роще на окраине Иерапетры.