Предприниматели всего мира хотят, чтобы их бизнес приносил доход. Но как сделать свой стартап (молодую только начинающую свою деятельность компанию) прибыльным? Достаточно ли предложить решение, которое избавит человечество от той или иной проблемы? Актуальность вопроса навела учёных из медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT) на мысль выяснить, какой комплекс знаний необходим для создания успешного бизнеса с нуля.
Группа исследователей во главе с профессором Сизаром Идальго (César A. Hidalgo) занялась изучением того, какое воздействие оказывают на успех начинающего предприятия профессиональные знания сотрудников, знания особенностей конкретной отрасли и понимание местной специфики. Предметом исследования стали фирмы, которые раньше не работали в данном географическом регионе.
Общеизвестно, что хорошие результаты показывают те компании, которые нанимают людей с опытом работы в аналогичной или смежной отраслях. К таким выводам, в частности, пришло исследование нобелевского лауреата Пола Ромера (Paul Romer) о том, как знания влияют на экономический успех.
Нынешняя работа группы Идальго связана с предыдущей, в которой учёные рассматривали, насколько легко начинать бизнес в смежной отрасли. На этот раз исследователи решили выяснить, как должен действовать "первопроходец", у которого нет никакого представления о совершенно новом для него и других типе бизнеса, новой местности, где будет работать то или иное предприятие.
Для того чтобы понять, откуда берутся начальные знания и какой именно опыт сотрудников являются залогом успеха, группа учёных под руководством профессора Идальго и провела своё исследование.
Используя информацию, размещённую в ежегодных отчётах службы социального обеспечения Бразилии с 2002 по 2013 год, можно было проследить за тем, кого нанимали начинающие фирмы, где эти люди работали ранее, какие знания и опыт они имели.
Как говорит профессор Идальго, для медсестры её знание сестринского дела является её профессиональным знанием, а её опыт работы в больнице – это знание особенностей отрасли.
Учёные пришли к выводу, что для фирм-первопроходцев выгоднее нанимать людей, знающих специфику отрасли, а вот для фирм, которые не первыми пришли в отрасль, эта деталь не имеет значения.
Понимание местной специфики – второй по значимости фактор для фирм-пионеров, в то время как профильное образование сотрудников не имеет большой значимости ни для тех, ни для других компаний.
Опыт работы в определённой отрасли очень важен, так как благодаря нему у человека формируются связи в нужной сфере, он лучше знает особенности поставщиков, запросы покупателей и уловки конкурентов.
Результаты нынешнего исследования можно применять как руководство к действию в развивающихся странах, заявляют исследователи. Новые знания укажут, чему стоит уделить больше внимания.
Поначалу, чтобы дать хороший старт первому предприятию, необходимо сделать акцент на отраслевых знаниях, возможно даже на административном уровне, а затем, по мере возникновения других компаний в этой отрасли, уже можно обращать одинаковое внимание и на местную специфику, и на знание отрасли.
По мнению учёных, успех экономики развивающихся стран может не зависеть от прямых зарубежных инвестиций (ранее "Вести.Наука" также писали о том, как в этом случае лучше бороться с коррупцией). Для развития достаточно грамотно поощрять деятельность местных предпринимателей, открывать им доступ к отраслевому бюджету и проводить курсы по изучению специфики отраслей.
Полный текст исследования был опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.