В монастырях средневековой Европы было создано множество ценных документов и рукописей, в том числе иллюстрированных. Некоторые из них украшали сусальным золотом и редким, невероятно ценным синим пигментом ультрамарином, который получали из перетёртого минерала лазурита.
И теперь, спустя тысячу лет, международная группа исследователей поделилась удивительным открытием, связанным с созданием таких иллюстраций.
В ходе новой работы исследователи изучали останки, найденные на территории небольшого женского монастыря в центральной Германии. О нём сохранилось мало записей: считается, что небольшая община (в ней состояло примерно 14 женщин) была основана примерно в 10 веке, а спустя четыре столетия монастырь уничтожил пожар.
Чтобы собрать больше исторических данных, археологи среди прочего проводили анализ зубного камня (отвердевшего налёта на поверхности зубов) людей, погребённых на монастырском кладбище. Тогда-то специалисты и обнаружили следы ультрамаринового пигмента в зубном налёте женщины, скончавшейся примерно в 1000-1200 годах.
Анализ показал, что на момент смерти ей было 45-60 лет. Специалисты не выявили следов каких-либо патологий, травм или инфекций. Собственно, частицы синего пигмента на зубах – единственное, что привлекло их внимание.
Используя ряд различных спектрографических методов, учёные подробно изучили частицы и заключили, что пигмент был получен из лазурита.
Затем научная группа рассмотрела несколько сценариев того, как частицы перетёртого минерала могли оказаться на зубах женщины.
К примеру, известно, что религиозные служители целовали иллюстрации в молитвенниках, но такая практика появилась только после 1300 года. По другой версии, порошкообразный лазурит в древние времена использовался как лекарство. Однако нет доказательств того, что им лечились в средневековой Германии. К тому же, судя по останкам, явных проблем со здоровьем у женщины не было.
Ещё одна версия заключалась в том, что монахиня готовила пигмент для кого-то другого. Но при простом измельчении минерала можно получить лишь тускло-серый пигмент. Чтобы добиться ультрамаринового цвета, требуются сложные методы очистки, которые были известны только профессионалам.
"Основываясь на распределении пигмента во рту, мы пришли к выводу, что наиболее вероятно, что она сама рисовала пигментом и облизывала конец кисти во время работы", – рассказывает соавтор исследования Моника Тромп (Monica Tromp) из Института изучения истории человека Общества Макса Планка.
По словам экспертов, в Средние века ультрамариновый пигмент, наряду с золотом и серебром, использовался для создания самых роскошных рукописей. Он стоил дороже драгоценных металлов, в том числе из-за транспортировки: в центральную Европу лазурит доставляли из рудников на территории современного Афганистана. Работу с ним доверяли лишь исключительным мастерам своего дела.
Учёные признаются, что находка оказалась для них неожиданной. Во-первых, кажется невероятным, что столь ценный пигмент был найден в совсем небольшом монастыре, расположенном в некогда сельской местности (логичнее было бы обнаружить следы лазурита в более крупной религиозной общине, известной своим наследием).
Во-вторых, в Средние века Германия, как известно, была центром производства "книжной продукции", однако выявить роль женщин в этой области довольно сложно. В знак смирения многие писцы и художники не подписывали свои работы. Поэтому сегодня многие специалисты полагают, что вклад женщин в создание рукописей и иллюстраций незначителен: чаще всего авторство приписывали мужчинам.
Результаты новой работы бросают вызов этим убеждениям.
"Эта женщина была частью обширной "коммерческой сети", простирающейся от рудников Афганистана до общины в средневековой Германии, работающей через торговые мегаполисы мусульманского Египта и византийского Константинополя. Экономический рост Европы 11 века вызвал спрос на драгоценный и изысканный пигмент, который проделал путь в тысячи километров на караванах и кораблях, чтобы послужить творческим амбициям этой художницы", – рассказывает соавтор работы профессор Майкл МакКормик (Michael McCormick) из Гарвардского университета.
Более того, отмечается, что новая находка – самое раннее свидетельство существования женщин-писцов.
"Если бы мы не использовали [новые] методы, история этой женщины могла бы остаться скрытой навсегда. Это заставляет меня задуматься, сколько других художников мы могли бы найти на средневековых кладбищах, если бы только [внимательнее] смотрели", – заключает ведущий автор работы Кристина Уориннер (Christina Warinner) из Института изучения истории человека Общества Макса Планка.
Более подробно об этой находке рассказывается в научной статье, опубликованной в журнале Science Advances.
Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о новой методике, которая позволяет определить пол человека по одним лишь зубам. Также археологи делают немало интересных открытий благодаря другим "уликам" – костям, фрагментам черепов и даже фекалиям.