На поле близ баварского городка Китцинген археологи обнаружили останки молодого мужчины, умершего и погребенного 6500 лет назад, в эпоху неолита. Как его звали при жизни – мы никогда не узнаем, однако теперь древний европеец начнет новую жизнь в науке под именем «Фред» – так его окрестил руководитель раскопок Скотт Такер (Scott Tucker).
Подобные находки часто называют уникальными – хотя бы потому, что археологам редко попадаются человеческие останки этого периода. Но Фред оказался еще интереснее: для столь почтенного возраста он невероятно хорошо сохранился. Ученых особенно поразили его ровные, жемчужно-белые зубы – Скотт Такер признался, что прежде ничего подобного не видел.
Удивительная сохранность костей объясняется той же причиной, по которой на поле близ Китцингена начались археологические раскопки. Эти земли принадлежат местному винодельческому кооперативу, который планировал построить здесь отдельное здание под новый винный пресс (напомним, что в Европе перед началом строительства принято приглашать археологов). Специалистам известно, что виноградники отлично разрастаются и дают хороший урожай на известковых почвах – а в этом районе грунт именно такой, с высоким содержанием извести и, следовательно, кальция. Подобная почва, помимо прочего, препятствует разложению древних костей, поскольку не вытягивает из них собственный кальций.
Загадку прекрасно сохранившихся 6500-летних останков ученые разрешили быстро, а вот физическую целостность скелета и всего захоронения иначе как чудом не называют. Фред покоился на очень небольшой глубине, всего в 30-40 см под поверхностью земли. При этом поле близ Китцингена – не заброшенная пустошь, его десятки лет распахивали под разные сельскохозяйственные культуры. И все же древнее захоронение, включая кости Фреда и оставленные для него погребальные дары, оказалось непотревоженным.
О жизни Фреда пока известно мало: умер в возрасте 20-30 лет, был похоронен в так называемом «скорченном» положении (на боку, с согнутыми в коленях ногами). По словам Хайди Петер-Рёйхер (Heidi Peter-Röcher), профессора археологии Вюрцбургского университета, такое положение тела – напоминающее позу эмбриона или спящего человека – соответствует погребальным практикам обитателей этого района Европы эпохи неолита. Рядом с останками исследователи обнаружили погребальные дары – каменный топор со следами активного использования и россыпь зерен, сообщает издание Die Welt.
Могилу Фреда со всем содержимым извлекли из земли единым блоком, сделав специальную деревянную опалубку. Затем 6500-летнее погребение перевезли в Мюнхен, для дальнейших исследований в лабораторных условиях. «Упаковка», перевозка и лабораторное изучение захоронений выглядят весьма впечатляюще, фотографии некоторых этапов подобного процесса можно увидеть в нашей статье «Кельтская принцесса Дуная раскрывает свои тайны».
Фред стал сенсацией, попавшей в прессу, однако он не первый и не единственный древний покойник, найденный на поле близ Китцингена. С начала работ в ноябре 2018 года археологи обнаружили несколько погребений разных эпох, одно из которых – могила 12-летнего мальчика, умершего 4500 лет назад, через 2000 лет после Фреда. «Люди, хоронившие этого ребенка, вряд ли догадывались, что совсем рядом есть более древние могилы», – заметил Скотт Такер.
Винодельческий кооператив, заказавший раскопки частной археологической компании, испытывает по поводу уникальных находок смешанные чувства. Запуск нового винного пресса, запланированный на осень 2020 года, очевидно придется отложить (и потерять ожидаемую прибыль). Кроме того, по баварским законам Фред и другие древние покойники с поля считаются собственностью владельца земли, где они были найдены.
По тем же баварским законам владелец земли обязан оплатить часть расходов на проведение археологических раскопок и лабораторных исследований. Гуманной считается сумма в пределах 15% от стоимости строительных работ. Вот только «сооружение винного пресса и сопутствующей инфраструктуры будет стоить от 12 до 14 миллионов евро, так что в нашем случае получается огромная сумма», – сообщила пресс-атташе кооператива Майке Бок.
Таким образом, расходы виноделов на раскопки и дальнейшие лабораторные исследования Фреда могут достичь 2 миллионов евро, а если кооператив решит оставить останки себе, то расходы станут постоянными: за останками придется хорошо следить – как минимум, создать условия для их грамотного хранения.
Впрочем, у озадаченных виноделов есть альтернатива – они могут передать Фреда и другие находки заинтересованному музею. Но расставаться с уникальными доисторическими останками им явно не хочется: участники кооператива до сих пор не приняли окончательного решения.