Неожиданное открытие и сенсационное пополнение нашей подборки по истории игр: в Китае найдены правила древней игры, столетиями считавшиеся утраченными.
Сообщение об открытии вышло в виде короткой заметки на сайте новостного агентства «Синьхуа» и, по традиции, содержит очень мало подробностей и ни одной фотографии. Однако мы имеем возможность исправить это упущение и показать, как изначально выглядела уникальная находка: как слипшаяся масса, больше напоминающая просроченную морскую капусту.
Эти «водоросли» стали самой ценной находкой, сделанной китайскими археологами во время раскопок некрополя Хайхуньхоу – хоу (князя) удела Хайхунь, больше известного как бывший император Лю Хэ. На фоне этой полусгнившей массы меркнут десятки тысяч других артефактов, найденных там же: больше центнера золотых и тонны бронзовых монет, золотые слитки в форме лошадиных копыт, нефритовые украшения, музыкальные инструменты и даже древнейшее в Китае перегонное устройство для получения алкоголя.
Тот случай, когда слово дороже золота: «водоросли» оказались личной библиотекой и государственным архивом бывшего императора, записанными на 5200 бамбуковых дощечках. Еще в древности гробница была подтоплена, из-за чего вся органика в ней, включая библиотеку и останки самого Лю Хэ, имеет следы гниения. Ученым понадобился год для тщательной консервации тысяч найденных дощечек, и только пару лет назад началось изучение записей на бамбуке с помощью инфракрасного сканирования – этот метод позволяет максимально полно идентифицировать нечитаемые символы.
В 2017 году «водоросли» стали источником эпохального для Китая открытия, о котором мы писали дважды, в статьях «В древней гробнице найдены утраченные изречения Конфуция» и «Подтверждено официально: найдены и расшифрованы утраченные изречения Конфуция».
Внезапное обретение утраченных правил древней игры – уже вторая сенсация, связанная с изучением загробной библиотеки бывшего императора. Речь идет об игре «любо» («лю бо», в переводе «шесть палочек») – чрезвычайно популярной в древнем Китае на протяжении почти 2000 лет и полностью забытой в VI-VII веках нашей эры.
Открытие не просто сенсационное, а почти невероятное. Последний раз нечто подобное произошло в 1990-х, когда Ирвинг Финкель, знаменитый исследователь клинописи, обнаружил древнейшие в мире правила к древнейшей в мире игре, 5500-летней «Царской игре из города Ур», записанные на глиняных табличках во II веке до нашей эры.
Это редчайший случай: антропологи, изучающие историю древних игр, больше привыкли к отсутствию таких подсказок из прошлого. Например, в прошлом году мы рассказывали о важнейшем открытии, «Собаки и шакалы: американец нашел в Азербайджане 4000-летнюю игру». Когда-то эта игра, известная сегодня под условным именем «Собаки и шакалы» или «58 отверстий», связывала народы и государства от Месопотамии до Египта. В разных странах археологи нашли в общей сложности 42 доски для «собак и шакалов», однако ни правила этой игры, ни ее оригинальное название, ни причины, по которым игра внезапно утратила популярность 2500 лет назад, – до сих пор не известны.
Неизвестны правила древнеегипетских игр «Сенет» и «Мехен», хотя сохранились и игровые наборы, и множество изображений на стенах гробниц, и письменные упоминания этих игр. Таких примеров большинство: древние игры оставили после себя значительный материальный след, но очень мало подсказок для корректной интерпретации. Собственно, до сих пор нет единого мнения о происхождении таких всемирно популярных игр как нарды, шашки и шахматы, хотя казалось бы… Места появления, пути распространения, правила и принципы, образ мышления игроков, эволюция или, наоборот, причины угасания игр – весь этот огромный пласт исторической информации по-прежнему лежит в области гипотез и современных реконструкций.
Ученым приходится искать новые подходы к изучению истории игр, которая интересна в первую очередь тем, что теснейшим образом связана с историей человечества. Пример такого оригинального исследования – в нашем рассказе о столь обыденной вещи как игральная кость: «"Бог не играет в кости": антропологи изучили эволюцию игральных костей и сами удивились».
Так вот: в случае с любо никаких новых подходов, гипотез и реконструкций, похоже, вскоре не понадобится: подробные правила древней игры, записанные на тысяче бамбуковых дощечек – это даже не подсказка из прошлого, это щедрый подарок, преподнесенный антропологам буквально на блюдечке.
Теперь специалисты по истории игр получат возможность проверить теорию, согласно которой любо называют предшественницей современных шахмат: есть мнение, что любо со временем трансформировалась в «сянци», или китайские шахматы (до сих пор невероятно популярные в Китае), а сянци, в свою очередь, попала в Индию, где (в сильно упрощенном варианте) превратилась в чатурангу, из которой выросли известные нам шахматы.
В этом ракурсе чужая, давно забытая игра выглядит намного интереснее, не так ли?
В самом открытии тоже есть несколько скрытых сюжетных линий. По иронии судьбы, первое письменное упоминание любо (в записи просто «бо», палочки) встречается у Конфуция, в тех самых «Беседах и суждениях», отрывок из которых стал первой сенсацией загробной библиотеки.
Моралист Конфуций, впрочем, упоминает игру с негативным оттенком. Вот приблизительный перевод отрывка из XVII книги «Бесед и суждений»:
«Как тяжко, когда изо дня в день помышляют только о еде и больше ни о чем! А каково, когда целыми днями играют в бо и вейци? Уж лучше заниматься этим, чем бездельничать!»
Такие упоминания крайне важны для воссоздания истории игры – о времени ее появления до сих пор идут споры. Известно, что «Беседы и суждения» были записаны не самим Конфуцием (551 – 479 годы до н.э.), а его учениками и последователями в эпоху Сражающихся царств (475 – 221 годы до н. э.). Примерно к этому же времени, IV веку до нашей эры, относится древнейшая из найденных досок для любо – каменная плита с искусной резьбой, обнаруженная в царских гробницах крохотного государства Чжуншань на территории современной провинции Хэбэй.
Однако, если верить рассказам из других уважаемых древних источников, любо была изобретена неким У Цао – советником Цзе, последнего правителя династии Ся, то есть в XVII веке до нашей эры. В Китае многие легенды оказываются чистой правдой (см. нашу подборку по теме «Древний Китай»), и если это предание правдиво, то любо следует считать древнейшей игрой Поднебесной. Впрочем, некоторые историки отдают этот титул игре вейци, ныне известной как го.
Или такое предание: великий историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» коротко сообщает о недостойном поведении императора У И из династии Шан (1147 – 1113 годы до н. э.), причем любо снова упоминается в негативном ключе.
«Император У И был совершенно лишен добродетелей. Он приказал сделать фигурку человека и назвал ее “духом Неба”. Затем он стал играть с этой фигуркой в любо, заставляя приближенных играть за нее. Когда же “дух Неба” проигрывал, император поносил и оскорблял его».
Неудивительно, что дух Неба не оставил столь гнусное поведение безнаказанным: император погиб от удара молнии.
Можно верить или не верить преданию об императоре, жившем больше 3000 лет назад, но по имеющимся записям историки сделали довольно однозначный вывод: в первые века своего существования любо была игрой аристократов, не предназначавшейся для простонародья.
Через несколько столетий все изменилось: в эпоху Сражающихся царств и во время правления династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.) в любо с азартом играли представители всех сословий, от императоров до простых смертных. Подавляющее количество артефактов, связанных с любо, относится к этому периоду – последним двум векам до нашей эры и первым двум векам нашей эры.
Глиняные фигурки игроков, представленные в музеях по всему миру, по большей части были извлечены из гробниц эпохи Хань.
Первый полный игровой набор, включающий 6 палочек и 18-гранный «кубик», был найден в 1970-х в провинции Хубэй и относится к эпохе Западная Хань. В 2015 году китайские археологи откопали еще один почти полный набор, и даже чуть более древний: в 2300-летней гробнице вельможи царства Ци эпохи Сражающихся царств была найдена 14-гранная игровая кость для любо, 21 игровая фишка и обломок глиняной игровой доски. Не хватало только шести палочек…
Солидное количество найденных артефактов, изображений и упоминаний в письменных источниках – и ничего похожего на правила игры: до недавних пор «шесть палочек» разделяли судьбу множества других забытых игр древности. В 2012 году наш соотечественник Дмитрий Скирюк, признанный специалист по истории настольных игр, писал: «Сведения об игре фрагментарны, а источники противоречивы. До конца не ясно, к какому семейству игр относилась Любо – гонкам, военным играм, тактическим симуляторам, Мельнице или вообще была сложной формой игры в кости, смешанной с гаданием. Непонятно даже, рубили фишки соперников друг друга, захватывали в плен с возможностью последующего вызволения или просто «выталкивали» из одной области доски в другую. Доподлинно известно только то, что в Любо всегда играли вдвоем».
Занятно, что на помощь исследователям пришел Лю Хэ, самый недостойный император Поднебесной, при жизни не отличавшийся желанием кому-либо помогать. Его гигантский некрополь обнаружили совсем недавно, в 2011 году, возле города Наньчан на юго-востоке Китая. Лю Хэ был представителем уже не раз упоминавшейся династии Западная Хань и, по какой-то необъяснимой причине, его погребальный комплекс прекрасно сохранился – гораздо лучше некрополей более достойных правителей Хань.
Ни до, ни после не было в Поднебесной человека, успевшего последовательно побывать царем, императором и заштатным князем (в англоязычных текстах используется титул "маркиз", ранг между герцогом и графом). Лю Хе стал императором в 74 году до нашей эры, но на троне не задержался – его низложили всего через 27 дней по причине недостойного поведения. Меньше чем за месяц он успел совершить 1127 критических ошибок, все они перечислены в длинном списке предъявленных Лю Хэ обвинений. Лейтмотив – «организация празднеств и игрищ во время траура» по покойному императору и «разбазаривание государственной казны».
Современники сочли, что лишение императорского титула и понижение в статусе – достаточное наказание для юноши. Сначала Лю Хэ вернули на родину в Чанъи, а через десять лет новый император даже присвоил Лю Хэ титул хоу удела Хайхунь. Судя по сокровищам некрополя Хайхуньхоу, «император в отставке» продолжал жить на полную катушку. Аристократические развлечения, возможно, его и погубили: Лю Хэ умер довольно молодым, в 33 года.
История будто перекликается сама с собой, создавая очередную сюжетную линию: 3100 лет назад недостойное поведение и кощунственная игра в любо погубили императора У И из династии Шан, 2500 лет назад Конфуций снизошел до презрительного упоминания любо как игры для бездельников, 2060 лет назад низложенный император взял с собой в могилу изречения Конфуция и свод правил популярной игры, а в наши дни эти разбросанные во времени люди и события выдали невероятный «хэппи энд» (с точки зрения науки, конечно).
После заката династии Хань интерес к игре заметно снизился по неизвестным причинам, хотя все предыдущие упоминания любо в письменных источниках намекают на азартный характер игры с непредсказуемыми последствиями. Игроки то ссорятся с божествами, то убивают соперников игровыми досками, то проигрывают целые состояния, и всё же берут любо с собой в загробную жизнь. Однако уже в VI веке некто Янь Чжитуй, автор сборника «Семейные наставления рода Янь», называет игру «скучной».
«В игре Большая Бо использовали шесть палочек, а в игре Малая Бо – две кости. Сейчас не осталось никого, кто знает, как играть. Но в те дни, когда в нее еще играли, это делали с одной костью и двенадцатью фишками. Игра не требует особого мастерства, играть в нее было скучно и все перестали».
Последние упоминания любо относятся к эпохе династии Тан (оборвалась в 907 году), причем упомянутые в этих источниках игроки – не китайцы, а уроженцы Тибета и уйгуры.
Казалось бы, древнейшая игра Поднебесной давно и бесславно ушла в забытье, однако найденные в гробнице Лю Хэ правила помогут восстановить справедливость. Возможно, эта загадочная игра еще окажется предшественницей шахмат – осталось подождать, когда исследователи расшифруют все записи на тысяче бамбуковых дощечек и переведут правила хотя бы на английский.