Титул древнейшего в мире морского судна нечасто меняет владельца. До 1982 года он принадлежал «Гелидонскому кораблю» возрастом 3300 лет, найденному в 1960-х возле мыса Гелидония к западу от Антальи. Затем перешел к «Улу-бурунскому кораблю», затонувшему 3400 лет назад и найденному в 1982-м возле мыса Улу-бурун к западу от Антальи.
Подъем фрагментов этого судна занял десять лет, но усилия того стоили: сегодня останки Улу-бурунского корабля можно увидеть в Бодруме, в музее при международном Институте подводной археологии. Этот всемирно известный исследовательский центр обязан своим появлением двум древнейшим судам, найденным практически в одном районе Средиземного моря – к западу от курортных городов Анталья и Кемер.
В октябре прошлого года турецкие специалисты, исследовавшие морские глубины в том же районе – к западу от Антальи и Кемера, – наткнулись на место древнего кораблекрушения. Дайверы тщательно осмотрели останки судна, совершив не менее десятка погружений на глубину 48-55 метров. Впрочем, поднимать со дна ничего не стали, все исследования проводились «бесконтактным» способом: археологи зафиксировали расположение видимых частей корабля и груза, сделали серию фотографий в высоком разрешении, провели полное сканирование участка с помощью сонара – и взяли паузу для обработки полученных данных.
2 апреля предварительные результаты исследования были опубликованы на сайте научного издательства Taylor and Francis. В сухом названии статьи нет ничего сенсационного: «Ранее неизвестное судно бронзового века с грузом слитков, обнаруженное западнее Антальи: предварительные результаты». Однако предложенная учеными датировка этого корабля – вернее, его груза, – откровенно намекает на долгожданную (и все же весьма неожиданную) сенсацию в мире морской археологии и истории мореплавания.
Похоже, в водах Средиземного моря к западу от Антальи покоится древнейший из когда-либо найденных кораблей: по предварительным оценкам, он старше «Улу-бурунского» на 100-200 лет.
Согласно проведенным замерам, длина судна составляла 14 метров, ширина – 5 метров. Его останки лежат на 50-метровой глубине, зарывшись в песок под наклоном 45 градусов. Исследователи полагают, что корабль направлялся с Кипра на Крит или другой остров в Эгейском море, но попал в шторм и, в поисках убежища, налетел на подводные скалы.
Нет сомнений, что судно было торговым, а основной груз – промышленным: полторы тонны меди и олова в слитках. На поверхности дна археологи насчитали 77 таких слитков весьма характерной формы. Бóльшая часть груза и, возможно, корабельный якорь все еще скрыты под слоями песка и донных отложений.
Именно форма слитков помогла специалистам Центра подводных исследований при университете Акдениз датировать останки судна еще до начала раскопок и лабораторных тестов: большинство слитков имеет так называемую «подушкообразную» форму, еще несколько – округлую (форма «лепешки»). Такая конфигурация медных чушек была характерна для XVI-XV веков до нашей эры – уже в XIV веке до н.э. она почти не встречается.
Этот способ датировки весьма надежный, поскольку происхождение всей древней средиземноморской меди хорошо известно: ее единственным источником был остров Кипр (Κύπρος по-гречески), медную руду так и называли – металл «с Кипра». Позже традицию названия по происхождению продолжили римляне, aes Cyprium. Cyprium превратился в cuprum, а из латинского перешел в другие европейские языки: по-английски медь называется copper, по-немецки – Kupfer, по-французски – cuivre и так далее. Мы рассказывали об этом феномене в статье «У берегов Сицилии опять нашли "золото Атлантиды"».
Форма кипрских слитков постепенно менялась на протяжении XVI – XII веков до н.э., что позволило ученым выявить четкую типологию этой продукции. Для сравнения – на фото ниже хорошо различима форма слитка с Улу-бурунского корабля, 3400 лет назад тоже перевозившего промышленный груз: 10 тонн меди и олова. Такую форму иногда называют «бычьей шкурой». Вытянутые «ручки» по углам появились, вероятно, для удобства погрузки чушек, средний вес которых составлял 25 килограмм. Отличие «бычьей шкуры» XIV века до н.э. от более древней «подушки» XVI века до н.э. вполне очевидно.
«Судя по типу слитков, мы обнаружили торговый корабль XVI века до нашей эры, перевозивший самый ранний промышленный груз из нам известных. Характеристики открытия позволяют назвать его прорывом в области подводной археологии, а общее количество останков кораблей, обнаруженных в средиземноморских водах Турции, таким образом выросло до 167», – сказал руководитель проекта Хакан Эниз (Hakan Öniz).
Губернатор провинции Анталья Мюнир Каралоглу был менее сдержанным в выражениях. «Этот корабль на 200 лет старше предыдущего, он бороздил моря за 1600 лет до рождения Христа! Мы говорим о судне возрастом 3600 лет, понимаете?», – эмоционально высказался губернатор в разговоре с журналистами.
Каралоглу пообещал, что все поднятые с корабля артефакты будут экспонироваться в музее Кемера, где базируется Центр подводных исследований, а заодно провозгласил вверенный ему регион «мировым центром подводной археологии». Что, впрочем, вполне справедливо.
Но кому принадлежали эти земли и воды в XVI веке до нашей эры? Некоторая информация содержится в хеттских и древнеегипетских текстах: каменистый полуостров к западу от Антальи называли «земли Лукки», а населяли его «народы Лукки» – довольно воинственные сообщества, на суше часто менявшие своих союзников и врагов, а на воде прославившиеся как один из «народов моря» (наглые пираты или отважные мореплаватели, хотя в древности одно не исключало другого). Позже эти земли вошли в историю под именем Ликия.
Точное место 3600-летнего кораблекрушения по понятным причинам не разглашается, известно лишь, что ближайший к нему прибрежный город – Кумлуджа. У корабля уже есть «рабочее название», Western Antalya Shipwreck, но в переводе оно звучит тяжеловесно: «Кораблекрушение в западной Анталье». Возможно, после завершения исследовательских работ и объявления точного места находки название поменяется на более элегантное, достойное статуса древнейшего в мире морского судна.
Подводные раскопки планируется начать сразу после того, как будет сформирована международная команда исследователей. Бюджет проекта рассчитан на пять лет. Пока невозможно представить, какие открытия ждут археологов и историков мореплавания – остается надеяться, что отчеты о «проделанной работе» будут поступать после каждого сезона раскопок.
Напомним, впрочем, что титул древнейшего полностью сохранившегося корабля принадлежит греческому судну возрастом 2500 лет, найденному в прошлом году в Черном море, в территориальных водах Болгарии. Мы рассказывали об этой феноменальной находке в статье «Глубина 2000 метров, возраст 2500 лет: в Черном море обнаружен уникальный греческий корабль». Там же содержатся объяснения, почему подобные находки возможны только в Черном море, а из глубин Средиземного и других морей получается извлечь в лучшем случае фрагменты деревянных корпусов и неорганический груз.