Новое исследование, проведённое под руководством профессора Стэндфордского университета Джереми Бейленсона (Jeremy Bailenson), показало, что взаимодействие людей с окружающим миром меняется после их погружения в дополненную реальность.
"Мы обнаружили, что технологии дополненной реальности влияют на то, куда ты идёшь, как поворачиваешь голову, насколько хорошо справляешься с заданиями и как взаимодействуешь с другими реальными людьми, находящимися в том же помещении", – говорит Бейленсон в пресс-релизе.
Напомним, что технологии дополненной реальности "наслаивают" сгенерированное компьютером изображение на окружающие объекты в реальном времени.
Множество компаний занимается разработкой таких устройств и сегодняшние технологии позволяют создавать очень реалистичные 3D-изображения. Таким образом люди, находящиеся в разных точках мира, могут общаться друг с другом, в том числе невербально, не упуская малейших нюансов поведения собеседника. Как отмечают специалисты, обычные видеоконференции не дают такого эффекта.
"Дополненная реальность могла бы внести вклад в борьбу с изменением климата, позволяя организовать виртуальные встречи. Это помогло бы избежать расходов топлива на поездку или перелёт для личного участия в них. Наше исследование может привлечь внимание к возможным социальным последствиям крупномасштабного использования дополненной реальности, а значит, технологию можно будет доработать так, чтобы избежать этих последствий ещё до повсеместного внедрения устройств", – объясняет важность проблемы изданию Tech Xplore профессор Бейленсон.
Чтобы выяснить, как повлияет дополненная реальность на поведение людей, исследователи провели трёхэтапный эксперимент с участием 218 человек.
На первом этапе они проверили всем известное социально-психологическое явление, когда люди в обычных условиях без проблем справляются с заданиями, но испытывают сложности, когда за ними кто-то наблюдает. Оказалось, что присутствие виртуального персонажа по имени Крис оказывало на участников эксперимента точно такое же действие.
Вторая часть исследования была посвящена изучению невербального поведения людей. Участники входили в комнату с несколькими стульями. На одном из них "сидел" Крис. Когда испытуемым, носившим устройство дополненной реальности, предлагали занять какое-нибудь место, они никогда не выбирали стул, на котором видели виртуального персонажа. Кроме того, большинство людей двигалось так, чтобы не выпускать Криса из поля зрения.
Отдельной группе было предложено выбрать себе стул уже после того, как они сняли очки дополненной реальности. И они чаще всего (72% испытуемых) садились на места, на которых ранее не видели Криса.
"Тот факт, что никто из носивших устройство дополненной реальности, не сел на место аватара, стал для нас неожиданностью. Этот результат показывает, как содержание дополненной реальности интегрируется в реальное физическое пространство и влияет на способ взаимодействия с ним. Воздействие дополненной реальности, по-видимому, продолжается и после снятия специальных очков", – говорит Бейленсон.
На третьем этапе эксперимента участников разбили на пары. Одному из испытуемых при этом было выдано устройство дополненной реальности. На этот раз люди должны были поддерживать беседу. В результате те, кто находился в дополненной реальности, отмечали, что хуже чувствуют связь и взаимодействие с партнёром. Те же, кто оставался в обычном мире, таких проблем не испытывали.
По мнению авторов научной публикации, они сделали лишь первый шаг в исследовании социально-психологических последствий использования технологии дополненной реальности. Необходимы дальнейшие исследования, и команда уже придумывает новые эксперименты.
Результаты нынешней работы группы профессора Бейленсона опубликованы в журнале PLOS ONE.
К слову, авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали о первой отечественной научной лаборатории дополненной реальности и о разработке контактных линз для дополненной реальности, а также о том, как эта технология может помочь хирургам.