Альбом с набросками Леонардо да Винчи и его учеников хранился в Британской королевской коллекции с XVII века – его приобрел еще Карл II. При королеве Виктории альбом разобрали на отдельные листы и каждый лист поместили в отдельную рамку, а в начале XX века все листы опять перебрали и пометили личной монограммой Эдуарда VII.
За столетия рабочие материалы Леонардо прошли через множество рук: кураторы проводили инвентаризации, искусствоведы составляли каталоги, специалисты готовили материалы к различным выставкам – однако небольшой портрет пожилого мужчины, затерявшийся в ногах лошадей (буквально) на листе под инвентарным номером RCIN 912300, не привлекал к себе почти никакого внимания.
«Почти» – потому что в 1968 году один человек начал что-то подозревать. Искусствовед Кеннет Кларк, составляя каталог рисунков Королевской коллекции, сообщил руководству, мол, «весьма вероятно», что один из набросков на альбомном листе № 912300 является прижизненным изображением Леонардо да Винчи. Но тогда дальше догадки дело не пошло и драгоценные рисунки вернулись в темноту и тишину хранилища, доступного лишь ограниченному кругу специалистов.
Очередной повод извлечь на свет и заново изучить рабочие архивы Леонардо возник относительно недавно, в преддверии крупного юбилея 2019 года: 500-летней годовщины смерти гения Возрождения. Британская королевская коллекция решила выступить масштабно и организовать крупнейшую за 65 лет выставку, «Леонардо да Винчи: жизнь в рисунке». Для этого из обширного королевского собрания требовалось отобрать 200 графических работ Леонардо – эскизов, зарисовок, набросков, чертежей – разных годов, отражающих все разнообразие интересов и талантов мастера.
Готовиться к важному событию все начали сильно заранее (к слову, предъюбилейный всплеск почему-то пришелся на 2016 год). Но если небольшой музей на родине Леонардо целенаправленно искал и представил к юбилею сенсационную находку – частичку «живого» Леонардо (об этом – в другой раз), то сенсация, представленная Британской королевской коллекцией, обнаружилась почти случайно: нужный человек оказался в нужном месте в нужное время.
Нужный человек – это Мартин Клейтон (Martin Clayton), глава отдела печатной графики и рисунков в Трасте Королевской коллекции: он занимался подбором работ для будущей выставки. Отметим приятную деталь – Клейтон не раз говорил, что интерес к искусству в нем пробудился в юности, после школьной поездки в Санкт-Петербург и посещения Эрмитажа. Сейчас, по счастливому стечению обстоятельств, основная специализация искусствоведа Клейтона – графика Леонардо да Винчи.
Рассматривая альбомный лист № 912300, он обратил внимание на одну из трех зарисовок – изображение пожилого мужчины с роскошной бородой. Рядом с ним на желтоватом листе бумаги размером 26*17 см (меньше А4) расположился портрет улыбающегося молодого человека и два эскиза ног лошади. На обратной стороне листа – четыре эскиза передних ног лошади.
С лошадиными ногами все понятно: рисунки на этом листе датируются 1517-1518 годами, когда Леонардо доживал свой век во Франции и, скорее всего, работал над очередным так и не законченным конным монументом по заказу короля Франциска I.
Веселый юноша в углу листа остался неопознанным, зато черты пожилого мужчины на портрете – роскошная борода и ее форма, «изящный прямой нос, завиток усов в уголке рта и длинные волнистые волосы» показались Клейтону чрезвычайно знакомыми.
Главной подсказкой стала борода, совершенно не типичная для той эпохи: по словам Клейтона, Леонардо «очень выделялся своей бородой, это было необычно» и «славился своей ухоженной, пышной бородой в то время, когда очень немногие мужчины носили бороды – хотя борода уже начинала входить в моду», сообщается в пресс-релизе Royal Collection Trust.
Пожилой человек на маленьком чернильном наброске очень напоминал Леонардо на единственном известном прижизненном портрете – рисунке сангиной, созданном в последние годы жизни мастера его учеником Франческо Мельци. Этот знаменитый портрет тоже, к слову, принадлежит британской королевской семье.
Сравнение двух изображений, по словам Клейтона, не оставило сомнений: «вывод о том, что набросок тоже является портретом Леонардо, напрашивался сам собой».
Вывод официальный, поэтому набросок на листе № RCIN 912300 теперь официально считается вторым прижизненным портретом Леонардо да Винчи. Это важная деталь, поскольку известны и другие, хоть и весьма немногочисленные, прижизненные изображения Леонардо. Одно из них было сделано в то время, когда незаконнорожденный сын Пьеро да Винчи до статуса гения еще не дорос, и это не картина, а статуя – бронзовый «Давид» работы Андреа Вероккьо. В качестве модели для образа юного Давида Вероккьо выбрал самого красивого из своих учеников, 15-летнего Леонардо да Винчи.
Другим достоверным изображением Леонардо считается знаменитый «Автопортрет» длинноволосого и длиннобородого старика, выполненный сангиной. Возможно, этот автопортрет не единственный – несколько лет назад иллюстратор Зигфрид Волдхек (Siegfried Woldhek) задался вопросом, почему Леонардо рисовал практически всё, что его окружало, кроме самого себя. Волдхек изучил множество картин и рисунков кисти да Винчи и в 2008-м объявил о своем открытии: еще два всемирно известных произведения Леонардо могут оказаться автопортретами художника. Мы рассказывали об этом в статье «Леонардо да Винчи в научных новостях: от причины смерти до "второго рождения"», а TED-лекцию Волдхека о методах расследования можно посмотреть на сайте проекта TED.com (видео с русскими субтитрами здесь).
Что касается прижизненных портретов Леонардо, выполненных другими художниками, – исследователи продолжают выдвигать версии и искать подходящие изображения бородатых старцев на картинах современников да Винчи, но до сих пор официально был признан лишь один – торжественный профиль работы Франческо Мельци.
На портрете Мельци Леонардо изображен «в образе, который он сам хотел внушить окружающим – невероятно величественный человек с мудрыми глазами. На публике он был главным художником, инженером и архитектором короля Франции, он наслаждался самыми успешными годами своей жизни», – говорит Клейтон.
За этим «парадным» образом и портретом скрывается иная сторона жизни Леонардо: «Он понимал, что смерть близко. У него отнялась правая рука, он больше не мог заниматься живописью – хотя все еще мог рисовать, он знал, что его бренная оболочка умирает. Он достиг невероятных вершин, однако задачи, которые он сам ставил перед собой, как и весь его творческий путь, в некотором смысле обернулись провалом», – добавил Клейтон.
«При жизни Леонардо почитали как художника – но он создал всего двадцать картин. Его уважали как скульптора и архитектора – но ни одной его скульптуры или постройки не сохранилось. Он был военным и гражданским инженером, который вместе с Макиавелли планировал повернуть реку Арно, однако этот план так и остался на бумаге. Как ученый, он препарировал тридцать человеческих трупов, намереваясь создать иллюстрированный трактат по анатомии (а также трактаты о свете, воде, ботанике, механике и многом другом), но эти намерения тоже не были реализованы. Многие замыслы Леонардо так и не воплотились в жизнь, зато большая часть его выдающихся идей сохранилась в виде рисунков, и теперь именно они дают уникальную возможность узнать, как работал разум гения», – пишут исследователи в пресс-релизе Royal Collection Trust.
Набросок на листе № 912300 запечатлел более земной образ 65-летнего мастера: Леонардо выглядит «задумчивым, меланхоличным, возможно, даже немного встревоженным» и «уставшим от жизни», полагает Клейтон. С другой стороны, по мнению того же Клейтона, «наличие рядом с портретом эскизов для большого конного монумента говорит о том, что амбиции Леонардо не угасли даже на закате жизни». Впрочем, как известно, Леонардо не закончил ни одного из трех конных памятников, которые ему заказывали…
Автор портрета, скорее всего, останется неизвестным – бумага свободно лежала в мастерской, ее могли брать и использовать для набросков ученики или помощники Леонардо. Возможно, так оно и было: один из учеников взял обычный лист и сделал несколько зарисовок, включая портрет пожилого бородатого мужчины, находившегося в мастерской.
«Этот быстрый, почти небрежный набросок – своего рода "моментальная фотография" Леонардо при жизни, его самое близкое к реальности изображение», – говорит Клейтон.
На старом листе есть еще одна подсказка: карандашная запись «23» рядом с портретом, сделанная рукой Франческо Мельци. После смерти Леонардо в 1519 году Мельци унаследовал все его рабочие материалы и записные книжки, а позже рассортировал рисунки по темам и снабдил номерами-аннотациями. Запись «23» рядом с портретом говорит о том, что любимый ученик Леонардо пометил этот набросок как самый важный на листе.
Выставка «Леонардо да Винчи: жизнь в рисунке» представлена в Галерее Королевы (Букингемский дворец, Лондон) и продлится до 13 октября 2019 года, а с 22 ноября 2019 по 15 марта 2020 года крупнейшая выставка работ Леонардо будет показана в Эдинбурге.
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи остаются предметом живого интереса современных ученых. Мы не раз рассказывали о новых открытиях на сайте «Вести.Наука», все статьи объединены меткой «Леонардо да Винчи». Последнее из исследований, возможно, объясняет причину «неудач» Леонардо с медицинской точки зрения: ученые поставили мастеру заочный диагноз, «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Рекомендуем также наш материал об исследовании здоровья другой великой исторической личности, Жанны д'Арк.