Американское аэрокосмическое агентство обнародовало детали своей новой лунной программы. Первый запуск должен состояться уже в 2020 году.
Серия миссий получила общее название "Артемида". Эта древнегреческая богиня была сестрой Аполлона, так что такой выбор символичен.
Как и предполагалось ранее, ракетой, запускающей корабли этой миссии в космос, станет SLS. Планируется, что сверхтяжёлый носитель будет способен вывести на низкую околоземную орбиту от 95 до 132 тонн груза. Таким образом, это детище корпорации Boeing перекроет текущий рекорд грузоподъёмности, принадлежащий Falcon Heavy: 64 тонны.
Отметим, что SLS пока ещё находится в стадии разработки. Некоторые эксперты опасаются, что ракета не будет готова в срок.
Кораблём, доставляющим астронавтов с орбиты Земли на орбиту Луны, должен стать Orion. Ещё в 2014 году этот аппарат был испытан в околоземном пространстве в беспилотном режиме.
Миссия "Артемида-1" запланирована на 2020 год. Это будет облёт Луны кораблём "Орион" без экипажа.
В 2022 году (возможно, чуть позже) наступит черёд миссии "Артемида-2". Это будет повтор "Артемиды-1" с той разницей, что на борту будут астронавты.
После этого NASA начнёт сооружать на орбите Луны орбитальную станцию Gateway, что можно перевести как "ворота" или "вход". Всего в 2022–2024 годах планируется пять запусков с модулями станции. Все они будут осуществляться частными компаниями на деньги NASA.
Сначала в космос будет доставлен силовой блок с солнечными батареями. Он будет разработан компанией Maxar. Затем будет пристыкован небольшой обитаемый модуль, а следом – все остальные.
В 2024 году состоится миссия "Артемида-3". "Орион" с экипажем выйдет на лунную орбиту и пристыкуется к станции. Там астронавты пересядут в посадочный модуль, который опустится на поверхность Селены.
Так впервые с 1972 года человек окажется на другом небесном теле. В НАСА подчёркивают, что на этот раз в составе экипажа будет и женщина.
После того как астронавты погуляют по пыльным дорожкам далёкой Луны и выполнят другие предписанные программой действия, от посадочного модуля отделится взлётная капсула, которая доставит экипаж обратно на Gateway. Там путешественники вновь пересядут на "Орион" и отправятся на родную планету.
В ближайшие месяцы NASA решит, кто будет разрабатывать посадочный модуль. За это право борются, в частности, компании Boeing, Lockheed Martin и Blue Origin.
"Мы не владеем оборудованием, мы покупаем услугу, – говорит о посадочном модуле директор агентства Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) в материале AFP. – Цель здесь – скорость. 2024 год уже на носу".
После выполнения программы "Артемида" в НАСА планируют перейти к более амбициозным задачам.
"Наша цель в конечном итоге – достичь Марса, а не застрять на поверхности Луны", – заявляет Браденстайн.
К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о планах Китая, России и Японии по освоению Луны.