100000-летние останки шерстистого мамонта и шерстистого носорога, древнейшая английская пивоварня, несколько доисторических, римских, англосаксонских и одно средневековое поселение – это лишь краткий перечень открытий, сделанных британскими археологами во время раскопок, сопровождающих строительство и благоустройство дороги А14 длиной всего 34 км, ведущей из Кембриджа в Хантингдон.
Одна из последних находок – невзрачная на вид бронзовая монета – удостоилась особого внимания британской и мировой прессы: по словам археологов, монета «невероятно редкая», это лишь второй экземпляр, найденный на территории Англии, сообщает BBC News.
История монеты показательна и даже, в некотором смысле, поучительна. Она была выпущена в 269 году при императоре Ульпии Корнелии Лелиане (Ulpius Cornelius Laelianus): на лицевой стороне изображен сам император в лучистом венце (корона с «солнечными» лучами, символ божественной власти и славы, в нумизматической среде монеты с таким символом получили название «радиаты», от лат. radio – «испускать лучи»).
На обратной стороне – богиня победы Виктория, держащая в руках венок и пальмовую ветвь. Эти символы уже встречались исследователям на других монетах Лелиана, таких как этот антониниан, найденный в континентальной Европе:
На первый взгляд – монета из Кембриджшира вполне обычная, даже не золотая. Необычно всё остальное, если немного углубиться в историю и вспомнить, в каком разобранном состоянии пребывала Римская империя в III веке.
Римским императором Лелиан никогда не был: в 269 году Римом правил совсем другой человек, Клавдий II Готский. Статус Ульпия Корнелия Лелиана намного интереснее – в конце февраля 269 года он провозгласил себя императором, перехватив власть у Постума, первого самопровозглашенного императора непризнанной империи, Галльской. Таким образом, Лелиана можно назвать «узурпатором вдвойне»: и с точки зрения официального Рима, и с точки зрения первого императора Галлии.
Галльскую империю сегодня бы назвали сепаратистским образованием, но оцените масштаб: в состав непризнанного Римом государства со столицей в Кёльне входили Галлия, Верхняя и Нижняя Германии, Британия и Иберия, то есть фактически половина Европы.
Провозглашая себя императором при живом Постуме, Лелиан, видимо, рассчитывал на удачу: Марк Кассианий Латиний Постум как раз был занят войной с настоящим римским императором, Клавдием II, и запросто мог с этой войны не вернуться. В конце февраля (или начале марта) 269 года, находясь в Могонциаке (современный Майнц, Германия), Ульпий Корнелий Лелиан при поддержке военного гарнизона провозгласил главным себя.
Но Постум вернулся. В мае 269 года Лелиан погиб: то ли казнен по приказу Постума, то ли убит своими же солдатами. К слову, одна из аббревиатур в императорской надписи на монетах Лелиана – P F – расшифровывается как Pius Felix, «благочестивый и счастливый»…
Подытожим: Ульпий Корнелий Лелиан «правил» чуть больше двух месяцев, тем не менее успел выпустить собственные монеты, одна из которых совершила путешествие из Майнца в Кембриджшир и оказалась в канаве возле небольшой римской усадьбы, где ее и нашли археологи 1750 лет спустя.
«Римские императоры всегда очень трепетно относились к чеканке монет. Лелиан правил всего два месяца, что можно успеть за такой короткий срок? Тем не менее он отчеканил в Майнце собственные деньги. Тот факт, что одна из монет даже оказалась на британской земле, демонстрирует удивительную эффективность [всей системы], но велика вероятность, что ко времени "прибытия" монеты в Кембриджшир Лелиан был уже убит», – заметил Джулиан Боушер (Julian Bowsher), археолог и нумизмат MOLA, музея археологии Лондона.
За четырнадцать лет своего существования (260 – 274 гг.) Галльская империя пережила по меньшей мере трех узурпаторов, и каждый из них считал своим долгом отчеканить собственный профиль в образе императора. Так их имена и деяния сохранились для истории, отпечатанные в золоте, серебре и бронзе. Однако монеты Лелиана, первого из галльских узурпаторов, попадаются специалистам гораздо реже других – количество известных экземпляров можно пересчитать на пальцах одной руки.
Чуть раньше, в апреле, археологи сообщили о другой монете, найденной при строительстве дороги А14 – почти столь же редкой и, по стечению обстоятельств, с отдаленно схожей историей неповиновения Риму. Речь идет о золотой монете «без лица», известной как Gallic War Uniface – «односторонняя монета Галльской войны» или «галльский военный статер». На фото ниже – типичный образчик такой монеты, найденный в 2018 году в графстве Кент.
По традиции, первым идет аверс, лицевая сторона монеты – та, на которой принято изображать божественное лицо правителя. Однако на всех статерах «военной серии» аверс оставлен пустым. На реверсе – стилизованное изображение лошади.
Обстоятельства появления этой «безликой» монеты хорошо известны историкам, вплоть до времени выпуска: 50-е годы до нашей эры, эпоха Юлия Цезаря и его победоносной Галльской войны (в наши дни, впрочем, некоторые победы Цезаря назвали бы геноцидом).
В 57 году до н.э. войска Юлия Цезаря вторглись на территорию племени амбианов – сейчас это район вокруг города Амьен на севере Франции. Амбианы оказали вооруженное сопротивление, выставив против римских оккупантов 10 тысяч воинов (но, как известно, проиграли). Помимо прямого противостояния, амбианы предприняли довольно неожиданный ход: отчеканили десятки тысяч золотых «односторонних» монет для организации и финансирования всеобщей борьбы с захватчиком.
Откуда у амбианов – малоизвестного племени, у которого даже нет своей странички в русскоязычной Википедии – столько золота, кому они его раздавали и как их «антиримские» монеты оказались в Кембриджшире, по другую сторону Ла-Манша?
Всё объясняется довольно просто: ученые относят амбианов к галльским белгам – группе племен, давших название современной Бельгии, но и 2100 лет назад у амбианов не было проблем с самоидентификацией – по культуре и родственным связям они принадлежали к тем, кого мы сегодня называем кельтами.
Кельты никогда не испытывали недостатка в золоте, всегда были известны своей воинственностью и свободолюбием, а история их вражды с Римом к тому времени насчитывала уже пять веков. В 55 году до н.э., когда Юлий Цезарь начал завоевание Британии, его самым грозным противником стали катувеллауны – кельтское племя из группы белгов, проживавшее на территории современного Кембриджшира. Катувеллауны – вполне себе родственники амбианов и других завоеванных римлянами галльских (кельтских) племен, многие из которых переправились с оккупированного континента на все еще свободный остров, где готовились организовать «британское кельтское сопротивление» римской военной машине.
Именно так, по мнению археологов, «односторонние монеты Галльской войны», отчеканенные амбианами на севере Франции, оказались в Англии: французские кельты оказывали финансовую помощь своим британским кузенам. География находок монет амбианской «военной серии» – как одиночных, так и в составе кладов – говорит в пользу этой теории: подобные монеты в основном находят на западе Франции и на юго-востоке Англии – в Норфолке, Саффолке, Эссексе, Хертфордшире, Кембриджшире и, в подавляющем большинстве, в графстве Кент, откуда до побережья Франции всего 42 км через пролив.
Судя по количеству односторонних монет, сохранившихся до наших дней, историки сделали вывод о масштабах кельтской финансовой операции: если сейчас известно о нескольких сотнях золотых статеров, следовательно, 2100 лет назад амбианы чеканили их тысячами, если не десятками тысяч.
А вот по поводу оригинального дизайна монет у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что отсутствие изображения на аверсе объясняется тем, что военные статеры чеканились в спешке, другая версия более символична – пустая лицевая сторона рассматривается как политическое послание: в борьбе с Цезарем у галлов нет единого предводителя, с ненавистным Римом сражается весь могучий союз галльских (кельтских) племен.
Какую роль «безликие» деньги сыграли в организации кельтского сопротивления, точно не известно: на континенте галлы еще несколько лет трепали нервы Цезарю и Риму, а их уход с исторической сцены был отмечен эпическими битвами, героическими восстаниями и великими поражениями. В Британии же римляне действовали хитрее, через дипломатические и торговые контакты с местными племенами, да и официальное завоевание острова, по разным причинам, пришлось отложить почти на 100 лет, до 43 года нашей эры.
Больше по теме: в прошлом году в Словении впервые нашли золотой кельтский статер, а в статье «Смерть в долине Белой лошади: в Англии нашли девиантные захоронения железного века» мы рассказали о страшной находке доримского периода, сделанной британскими строителями в Оксфордшире. Рекомендуем также подборку статей по теме «Древний Рим».