Раскопки на горе Сион в Иерусалиме подарили археологам свидетельства драмы, описанной в Ветхом Завете. Речь идёт о захвате и разрушении Иерусалима вавилонскими войсками в 587–586 году до нашей эры.
Иудея тогда находилась в зависимости от Вавилонии, сверхдержавы древнего мира. Но иудейский царь Седекия не пожелал платить иноземцам положенную дань. Тогда Иерусалим, его столица, был взят штурмом и сожжён. Разрушенным оказался знаменитый Иерусалимский Храм, символ религиозного самосознания иудеев. Также началось принудительное выселение евреев в Вавилонию, известное как вавилонский плен.
Память о страшных событиях сохранил Ветхий Завет. Вот как излагает эту историю пятьдесят вторая глава Книги пророка Иеремии: "И было, в девятый год его (Седекии – прим. ред.) царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и всё войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и устроили вокруг него насыпи. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии".
А вот что случилось, когда вавилоняне вошли в город: "В пятый месяц, в десятый день месяца, – это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, – пришёл Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим. И сожёг дом Господень (Иерусалимский Храм – прим. ред.), и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожёг огнём".
Теперь археологи удостоверились, что это не метафора. Захватчики действительно жгли огнём "домы большие", то есть жилища богатых людей.
В открытом местонахождении в слое пепла погребены предметы быта, наконечники стрел и даже ювелирное украшение.
Сам по себе пепел – явление обыденное. Его могли, например, выгребать из очагов и выбрасывать как мусор. Но в сочетании с другими находками он воспроизводит картину войны, разграбления и пожара.
"Никто не выбрасывает золотые украшения, и ни у кого нет стрел в бытовых отходах", – констатирует руководитель раскопок Шимон Гибсон (Shimon Gibson) из Университета Северной Каролины, США.
Археологам известно, где проходила на тот момент граница города, и это позволяет им утверждать, что речь идёт о штурме. Но единственный штурм Иерусалима, упомянутый в исторических источниках для VI века до нашей эры, – это захват его вавилонянами.
О том же говорят и наконечники стрел. Они изготовлены из железа и бронзы, ещё не вышедшей тогда из употребления. Такой тип наконечника (так называемый скифский) был распространён в ту эпоху и использовался в том числе и вавилонской армией.
Бытовые предметы представляют собой керамические светильники, посуду и так далее. Конструкция светильников типична для определённой эпохи и также помогает датировать находки. Многие глиняные предметы были разбиты, что тоже укладывается в картину захвата города.
А вот украшение – находка уникальная. Верхняя его часть изготовлена из золота в форме колокольчика, а нижняя – из серебра в виде грозди винограда. Возможно, драгоценность представляла собой серьгу или подвеску.
Ювелирные изделия редко находят на месте боёв, потому что их-то в первую очередь и уносят грабители и мародёры. А для Иерусалима этого периода это только вторая находка драгоценности (первая случилась ещё в 1979 году).
Археологи отмечают, что само расположение археологического памятника говорит о том, что здесь жили богатые люди. Это был престижный район города, отсюда, вероятно, открывался великолепный вид на Храм.
Частью изучаемого культурного слоя также является большое каменное здание, но оно ещё не раскопано. Дело в том, что оно погребено под несколькими более поздними слоями византийской и римской эпох. Археологам предстоит снять и изучить их, прежде чем лопаты исследователей доберутся до камней, видевших разграбление Иерусалима солдатами Навуходоносора.
По словам Гибсона, учёные планируют заняться этим зданием в сезоне 2020 года.
К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о других археологических находках в Иерусалиме: античном театре, доме возрастом десять тысячелетий и изображении египетского бога добра.