Несколько веков назад вторая в истории пандемия чумы, прозванная Чёрной смертью, выкосила до 60% населения Европы. В то время люди считали происходящее происками дьявола. Прошло немало лет, прежде чем учёные нашли истинного виновника болезни – возбудителя чумы бактерию Yersinia pestis, или чумную палочку. Но, как выяснила международная группа учёных, вера в дьявола всё-таки сыграла на руку тем, кто его опасался.
Истории известно немало примеров того, как люди связывали различные заболевания и их распространение с тёмными силами. Все они поднимают немало интересных вопросов. Во-первых, могло ли распространение недугов в прошлом повлиять на эволюцию подобных убеждений? Во-вторых, могли ли эти убеждения, в свою очередь, повлиять на распространение патогенов?
Чтобы ответить на эти вопросы, международная группа учёных провела несколько исследований. Они проанализировали исторические данные, чтобы определить, мог ли так называемый моральный витализм снизить риск заражения инфекционными заболеваниями и, следовательно, дать некое преимущество тем, кто его придерживался.
Поясним, что под витализмом понимается устаревшее учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными процессами. Согласно этой теории, процессы, происходящие в живых существах, зависят от этой силы и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии. Накопленные со временем знания привели к тому, что витализм перестал быть актуальным учением.
В рамках первых двух работ специалисты рассматривали такое явление, как веру в колдовство, сглаз и дьявола. Исследователи сравнили эти убеждения в разных культурах с распространённостью в них заболеваний, включая малярию, тиф и лихорадку денге.
Выяснилось, что между двумя явлениями прослеживается сильная связь. Чем шире то или иное заболевание было распространено в определённой части мира, тем сильнее люди в этом регионе верили в колдовство, сглаз или дьявола.
По словам учёных, открытие этой взаимосвязи хоть и стало вдохновляющим началом, но мало объясняло, как один фактор влияет на другой.
Исследователи попробовали найти ответ на этот вопрос в рамках третьей работы. Для этого они провели масштабный многонациональный опрос, который помог собрать данные о суевериях и связанном с ними поведении людей.
Ответы чуть более 3100 студентов из университетов 28 стран мира внесли вклад в окончательный анализ. Последний вновь указал на прочную связь между верой в сверхъестественные силы добра и зла и действиями человека.
Результаты сразу трёх работ показали, что вера в тёмные силы, которые, по мнению людей, могли навредить их здоровью, помогала им избегать контакта со смертельными патогенами. Иными словами, вера в того же дьявола меняла поведение людей и в итоге, вероятно, уберегла не одного человека от смерти.
Как пишут авторы работы, подобные антинаучные убеждения порой могут играть на руку людям, особенно в условиях, когда легко заразиться опасной инфекцией.
В мире, где невидимые глазу инфекционные агенты распространяются беспрепятственно, моральный витализм способен заставить человека совершать действия, которые сводят заражение к минимуму. А результаты, к которым приводит подобное осторожное поведение, в свою очередь, могут укрепить веру человека в сверхъестественные силы. Но, конечно, преимущества, которые дарят такие убеждения нельзя сравнить с достижениями современной медицины, помогающей искоренить саму причину болезней и смертей.
Тем не менее исследование помогло специалистам лучше понять, почему люди стали верить в сверхъестественные силы и что могло этому способствовать.
Более подробно об исследовании рассказывается в статье, опубликованной в научном издании Proceedings of the Royal Society B.
Ранее специалисты пришли к выводу, что конфликт между наукой и религией кроется в нашем мозге.
Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали, что к популяризации религии приводит благосостояние общества.