Исследователи раскрыли ещё одну тайну знаменитого идола Пачакамака – древней деревянной статуи, найденной в археологическом комплексе Пачакамак. Он расположен недалеко от Лимы – столицы Перу.
Европейцы впервые узнали об этом идоле ещё в 1533 году. В тот год испанский конкистадор Эрнандо Писарро приказал своим сторонникам уничтожить его. Согласно историческим данным, он попросил разрушить храм, где находилась статуя, и на глазах у всех разбить идола. Надо сказать, что сделать это было бы не так-то просто: высота артефакта составляет 2,3 метра.
Инки почитали идола Пачакамака и верили, что он мог предсказывать будущее. Они хранили статую в храме, расположенном в одноимённом археологическом комплексе.
Несколько веков спустя, в 1938 году, археолог обнаружил удивительным образом уцелевшую статую. Так выяснилось, что приказ конкистадора не был исполнен. Впрочем, тогда никто не мог с уверенностью утверждать, был ли этот деревянный артефакт тем самым идолом или нет.
Чтобы выяснить это наверняка, Марсела Сепульведа (Marcela Sepúlveda) из Парижского университета Сорбонна и её коллеги провели радиоуглеродный анализ артефакта и обнаружили, что он был создан между 760 и 876 годами.
Что интересно, этот период относится к так называемому среднему горизонту – времени культуры Уари. Она существовала примерно за 700 лет до расцвета империи инков.
Иными словами, именно представители культуры Уари создали этот удивительный деревянный артефакт. Открытие также указывает на то, что Пачакамак считался важным местом ещё до того, как инки захватили здесь власть, отмечают учёные.
Анализ статуи также помог прояснить некоторые другие вопросы, связанные с идолом. Так, согласно одному из предположений, в прошлом идол был красным, и своим цветом он якобы был обязан крови жертв.
Исследователи изучили артефакт при помощи двух видов рентгено-флуоресцентного спектрометрии. Такой анализ позволяет идентифицировать определённые элементы в структуре, не разрушая при этом сам объект исследования.
"Мы были очень взволнованы, обнаружив, что [в образце] сохранились следы красителей", – отмечает Сепульведа.
Выяснилось, что зубы идола когда-то были белыми, а часть его головного убора была покрыта жёлтым пигментом. И, что самое интересное, он действительно имел красный цвет. Но, вопреки ужасающим преданиям, такой цвет артефакту придавала не кровь, а содержащий ртуть минерал под названием киноварь.
Скорее всего, отмечает Сепульведа, люди того времени намеренно придали идолу такой цвет, чтобы показать экономическую мощь и политическую власть своей культуры.
Любопытно, что источники киновари находятся в 400 километрах от Пачакамака, в Андах, на большой высоте. Такое открытие предоставляет новые доказательства того, что между племенами происходил обмен минералами. Причём перевозились они на большие расстояния и с целью окрашивания ценных ритуальных объектов, рассуждает в интервью изданию Live Science Патрик Райан Уильямс (Patrick Ryan Williams), руководитель отдела антропологии в Филдовском музее естествознания в Чикаго. Учёный специализируется на доколумбовых цивилизациях.
Дальнейший анализ мог бы помочь прояснить, где были добыты эти материалы.
"Но это отличная отправная точка, чтобы понять происхождение этого важного идола, которому люди поклонялись за сотни лет до завоевания региона испанцами", – добавляет Уильямс.
По мнению Сепульведы, нынешняя работа помогла проверить подлинность артефакта. "Мы нашли новый аргумент, доказывающий, что эта деревянная статуя является оригинальным идолом Пачакамака", – отмечает автор исследования.
Научная статья по итогам работы представлена в издании PLOS ONE.
К слову, ранее археологи обнаружили в озере Титикака древние ритуальные подношения.
Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, зачем инкам были необходимы "трофейные" черепа.