Практически во всех человеческих культурах принято заниматься сексом вдали от посторонних глаз. Но почему? На этот простой вопрос учёным оказалось очень сложно ответить. И вот недавно исследователь предложил новую интригующую гипотезу, к проверке которой можно приступить прямо сейчас.
Тайна на двоих
Ицхак Бен Моха (Yitzchak Ben Mocha) из Цюрихского университета опубликовал в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences научную статью, в которой обобщил и систематизировал исследования этой деликатной темы. Он проанализировал 4572 этнографических отчёта, посвящённых 249 культурам.
Эксперт обнаружил, что практически во всех изученных человеческих сообществах секс считается приватным делом. Партнёры ищут способ уединиться даже там, где люди живут скученно и найти укромный уголок непросто. Только в 20 культурах описаны традиции публичного совокупления, но и в этих случаях речь идёт не об обычном сексе, а о специальных церемониях (например, религиозных).
Откуда такое удивительное единообразие? Ведь в других околосексуальных вопросах человеческие сообщества порой совсем не похожи друг на друга. В одних культурах женщина не должна показывать постороннему мужчине даже своё лицо, а в других люди обоих полов спокойно разгуливают практически обнажёнными. Где-то добрачный секс карается как тяжкое преступление, а где-то считается обычным и даже желательным. Да и брак – это не всегда союз двоих, ведь некоторые народы практикуют многожёнство, а иногда (хоть и значительно реже) встречается и многомужество.
Этот список примеров можно продолжать. А вот по вопросу тайны соития люди разных культур удивительно единодушны. Но почему?
Эта норма становится ещё более удивительной, если взглянуть на братьев наших меньших.
Напомним, что 90% видов птиц и 27% видов приматов социально моногамны, то есть их представители образуют устойчивые пары (впрочем, супружеские измены у таких животных, как и у людей – дело обычное). Встречаются, хотя и чрезвычайно редко, даже сексуально моногамные виды, у которых каждая особь имеет не более одного сексуального партнёра за всю жизнь.
Несмотря на это, Бен Моха нашёл в литературе упоминание только об одном виде животных, представители которого скрывают акт спаривания от посторонних глаз. Это арабские дроздовые тимелии (Turdoides squamiceps).
Что же роднит человека с этими небольшими птицами, отличая его при этом от ближайших родственников – обезьян?
Скромность ради сотрудничества
Анализируя научную литературу, эксперт обнаружил, что истоки человеческой "сексуальной скромности" обсуждались удивительно редко. Даже учёным бывает трудно разглядеть в обыденных, привычных практиках научную проблему, настоятельно требующую решения.
В основном мыслители заявляли, что мужчина не совокупляется с женщиной на глазах других мужчин, чтобы не вызывать у них ревность и зависть. Так ребёнок в каком-нибудь нищем селении может съесть лакомство в уголке, чтобы сверстники не увидели и не отняли.
Посторонний мужчина, поясняют сторонники этой гипотезы, при виде секса может возбудиться и возжелать жену ближнего своего. Возможно, он попытается избить незадачливого любовника и поменяться с ним местами. Независимо от исхода такого конфликта, соперникам потом будет крайне трудно находить общий язык друг с другом. А ведь выживание человеческого сообщества немыслимо без взаимопощи.
Всё это так, отвечает Бен Моха. Но человек разумный – не единственный вид, у которого благоденствие популяции зависит от тесного сотрудничества между самцами. То же самое можно сказать, например, о шимпанзе. Однако последние вовсе не скрывают своих сексуальных контактов (по крайней мере, когда самец спаривается с самкой, положенной ему по социальному рангу).
Поэтому, говорит учёный, нужно принять во внимание ещё один фактор. Это склонность людей к "единомужию". Другими словами, почти во всех сообществах мужчина хочет быть для своей женщины единственным (даже если это пятая жена в его гареме).
По мысли антрополога, шимпанзе не видят проблемы в публичных сексуальных контактах, потому что в их сообществах у самца нет монополии на своих самок. Эти наши родственники используют другие формы репродуктивной конкуренции. Поэтому возбудившийся самец имеет шансы на секс с прекрасной дамой без конфликта с её нынешним избранником.
Если же особи вида образуют устойчивые пары, шансов у "третьего лишнего" куда меньше (хотя, повторим, социально моногамные виды тоже практикуют супружеские измены). Но у них и не так велика роль сотрудничества между самцами. Лебедь, например, не нуждается в дружбе соплеменника, поэтому и может заниматься сексом с подругой у него на глазах, рискуя спровоцировать конфликт.
Значит, резюмирует исследователь, для возникновения сексуальной приватности необходимы оба фактора. Публичный половой акт становится нежелательным там, где самцы стараются поддерживать свою монополию на самок и при этом вынуждены тесно сотрудничать друг с другом. И, конечно, всё это верно только для видов, самцы которых приходят в сексуальное возбуждение при виде спаривания.
Фантазия или реальность?
Чтобы проверить эту версию, Бен Моха предлагает подробно исследовать сексуальное поведение видов, подходящих под это описание.
В качестве кандидатов учёный перечисляет несколько видов птиц, таких как голубая кустарниковая сойка (Aphelocoma coerulescens) и трёхцветный спрео (Lamprotornis superbus). Есть в его списке и млекопитающие, в том числе и приматы, например, обыкновенная игрунка (Callithrix jacchus).
Этнографы тоже могли бы внести свой вклад в проверку новой гипотезы. Хотя внебрачный секс осуждается в большинстве известных культур, человеческие сообщества весьма различаются по строгости этого запрета. И чем терпимее общество к супружеским изменам, тем лояльнее оно должно быть и к публичному сексу. Ведь нежелательность прилюдного соития, по мысли Бен Моха, возникает из-за монополии мужчины на свою женщину (или женщин). Так это или нет, должны показать будущие исследования.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, когда люди больше всего заинтересованы в сексе. Сообщали мы и о том, что агрессия и секс неразрывно связаны в мужском мозге. А ещё учёные недавно окончательно подтвердили существование мужской бисексуальности.