Исследователи из США рапортуют в журнале The Lancet Infectious Diseases об обнаружении первого случая перезаражения SARS-CoV-2 в США. Болезнь была обнаружена у 25-летнего мужчины из штата Невада.
Первый раз он переболел в апреле 2020 года. Тогда у него проявились такие симптомы заболевания как лихорадка, головная боль, кашель, головокружения, рвота и диарея (ранее Вести.Ru сообщали о том, что они появляются в определённом порядке). Позднее тесты показали, что его организм избавился от вируса. Но спустя 48 дней (в июне 2020 года) он снова заразился COVID-19.
Генетическое тестирование показало, что пациент переболел разными штаммами SARS-CoV-2. Второй разительно отличался от первого.
Но самое неприятное, что во второй раз молодой человек болел значительно тяжелее (симптомы были более выраженными). Ему даже понадобилась кислородная поддержка.
В целом по миру это пятый зарегистрированный случай перезаражения COVID-19. Другие случаи был достоверно зарегистрированы в Бельгии, Нидерландах, Эквадоре и Гонконге. Однако только в Эквадоре больной во втором случае болел тяжелее.
Почему во второй раз болезнь протекает хуже?
Авторы новой работы заявили, что пациент из США мог подвергнуться воздействию очень высокой дозы вируса во второй раз, что вызвало более острую реакцию организма.
С другой стороны, вторую болезнь мог вызвать более опасный штамм вируса.
Другой возможный вариант: так называемое антителозависимое усиление инфекции, когда циркулирующие в организме после первой инфекции антитела ухудшают течение последующих заболеваний (такое происходит, например, при лихорадке денге).
Иммунная защита ослабевает?
Получается, что человек, однажды переболевший COVID-19, не получает иммунитет на сколько-нибудь длительный срок? Достоверно это пока не установлено.
До сих пор не совсем ясно, как долго сохраняются антитела, которые помогают организму противостоять новым атакам SARS-CoV-2. Есть данные, что уже через три месяца у большинства даже серьёзно переболевших людей защитных антител не остаётся. Между тем, другие коронавирусные инфекции ранее обеспечивали защиту от повторного заражения на три года и более.
Несмотря на то, что пять случаев на почти 35 миллионов первичных заражений – это не так уж и много, учёные обеспокоены новыми данными. Они призывают не терять бдительность тех людей, что уже перенесли новую коронавирусную инфекцию: так же как и остальным они советуют соблюдать социальную дистанцию, носить маски и тщательно мыть руки с мылом.
Дело в том, что мы до сих пор точно не знаем, когда именно по миру прокатилась самая первая волна массовых заражений COVID-19. Так, ранее сообщалось, что в Европе первые случаи заболевания могли происходить уже в декабре 2019 года. Просто большинство медиков тогда ещё не понимали, с чем имеют дело, и лишь китайские специалисты забили тревогу, обнаружив подозрительно много случаев не типичного заболевания в одном регионе.
Если же почти год назад многие люди переболели бессимптомно или же с минимальными проявлениями болезни, то вполне возможно, что тяжёлое течение COVID-19 у них сейчас связано с тем, что они заболели по второму разу.
"Нам нужно провести больше исследований, чтобы понять, как долго сохраняется иммунитет к SARS-CoV-2 и и почему некоторые из этих повторных случаев, будучи редкими, протекают тяжелее", – говорит Марк Пандори (Mark Pandori), ведущий автор работы из эпидемиологической лаборатории штата Невада.
А что с вакцинами?
Вакцины, внедряющие в организм безопасные версии природных патогенов, заставляют организм вырабатывать антитела для борьбы с будущими нашествиями инфекции. Однако, на какой срок они будут генерировать иммунный ответ, пока не известно.
"По мере того как будут появляться новые случаи повторных заражений, научное сообщество получит возможность лучше разобраться в том, как часто естественные заражения SARS-CoV-2 генерируют нужный уровень защиты. Эта информация будет важна для понимания того, какие вакцины будут обеспечивать соответствующий уровень защиты на индивидуальном и коллективном уровне", – комментирует нынешние выводы учёных профессор Акико Ивасаки (Akiko Iwasaki) из Йельского университета, изучающая иммунобиологию, а также молекулярную и клеточную биологию и не участвовавшая в исследовании.