Археологи впервые обнаружили мумии лам, принесённых инками в жертву своим богам. Судя по всему, животные были погребены заживо.
Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Antiquity.
Ламы были для инков всем. Это были не только вьючные животные, но и источник мяса, шкур, шерсти, а их помёт использовался как удобрение и как топливо.
"У инков их были тысячи, если не миллионы, – рассказывает первый автор статьи Лидио Вальдез (Lidio Valdez) из Университета Калгари. – Некоторые принадлежали государству, а другие – Солнцу. Ламы, принадлежащие Солнцу, то есть религиозным организациям, использовались для жертвоприношений во время [религиозных] церемоний. Подобные собрания проводились в соответствии с ритуальным календарем инков и, насколько нам известно, проводились ежемесячно".
Жертвоприношения лам ценились очень высоко: они считались вторыми по значимости после человеческих.
Археологи не раз находили кости лам, убитых инками во время религиозных церемоний. Но впервые учёные обнаружили прекрасно сохранившиеся мумии этих животных.
Всё дело в особых климатических условиях, царящих в месте раскопок (Тамбо Вьехо, Перу). Эта местность представляет собой сухую пустыню, в которой погребённые туши мумифицировались естественным образом.
На мумиях сохранилась не только шерсть, но даже украшения. К ушам лам были привязаны кисточки длинных разноцветных нитей (в этом регионе и сегодня украшают животных подобным образом). Кроме того, на шею жертв были надеты ожерелья. На шкурах белых лам сохранились и узоры, нанесённые красной краской: точки на макушке и линии, проведённые от глаз к носу.
В письменных источниках говорится, что инки перерезали жертвенным животным горло, вырезали им сердца или же били по голове тупым тяжёлым предметом. Но на прекрасно сохранившихся мумиях нет и следа подобных повреждений. Зато выяснилась любопытная деталь: перед погребением ноги лам были связаны.
Всё это позволяет предположить, что несчастных животных погребли заживо. Таким же жестоким способом инки иногда приносили в жертву и людей.
Археологи также определили, каким богам были посвящены эти жертвы и по какому случаю они были сделаны.
Дело в том, что разным божествам инки жертвовали лам разного окраса. При раскопках обнаружились мумии животных коричневой и белой масти. Первых местные жители убивали в честь бога-творца Виракоча, вторых – во имя бога солнца Инти.
Большинство погребённых лам на момент смерти были не старше нескольких месяцев. Учитывая период размножения этих животных, можно предположить, что жертвоприношение состоялось в конце лета или начале осени, то есть в период сбора урожая. Записи испанских конкистадоров подтверждают, что инки отмечали сбор урожая обильными приношениями богам.
Но для церемонии могла быть и ещё одна причина. Дело в том, что Тамбо Вьехо находится в долине Акари. Историкам известно, что местные жители добровольно покорились империи инков, не будучи в силах с ней воевать. Считается, что это произошло около 1476 года нашей эры. Но радиоуглеродное датирование показывает, что обнаруженные ламы были принесены в жертву между 1432 и 1459 годами. То есть к тому времени инки уже заняли этот регион.
Возможно, жертвоприношения были связаны как раз с торжествами по случаю аннексии? Вряд ли это можно выяснить доподлинно, но похоже, что так и было. Во всяком случае, археологи обнаружили следы масштабных празднеств, когда угощение готовилось сразу для множества человек.
Видимо, инки устроили для местных жителей пир горой, чтобы подсластить им пилюлю потери независимости. А жертвоприношение, помимо сакрального, имело и политический смысл: место, где инки принесли жертвы своим богам, становилось их территорией. О новых хозяевах этой земли должны были напоминать и яркие перья тропических птиц, которыми были украшены погребения лам.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о "кровавой" тайне идола Пачакамака. Писали мы и о том, зачем инкам были необходимы "трофейные" черепа.