Тема:

Археология и история 1 год назад

Жуткий ритуал инков: обнаружены мумии заживо погребённых животных

На головах лам сохранились даже украшения.

На головах лам сохранились даже украшения.
Фото L. M. Valdez/Antiquity Publications Ltd.

Местный климат мумифицировал лам естественным образом.

Местный климат мумифицировал лам естественным образом.
Фото L. M. Valdez/Antiquity Publications Ltd.

Белые ламы были принесены в жертву богу солнца.

Белые ламы были принесены в жертву богу солнца.
Фото L. M. Valdez/Antiquity Publications Ltd.

Яркие перья, украсившие погребения, могли символизировать власть инков над покорёнными землями.

Яркие перья, украсившие погребения, могли символизировать власть инков над покорёнными землями.
Фото L. M. Valdez/Antiquity Publications Ltd.

На головах лам сохранились даже украшения.
Местный климат мумифицировал лам естественным образом.
Белые ламы были принесены в жертву богу солнца.
Яркие перья, украсившие погребения, могли символизировать власть инков над покорёнными землями.
Археологи впервые обнаружили мумии лам, принесённых инками в жертву. Судя по всему, животные были погребены заживо.

Археологи впервые обнаружили мумии лам, принесённых инками в жертву своим богам. Судя по всему, животные были погребены заживо.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Ламы были для инков всем. Это были не только вьючные животные, но и источник мяса, шкур, шерсти, а их помёт использовался как удобрение и как топливо.

"У инков их были тысячи, если не миллионы, – рассказывает первый автор статьи Лидио Вальдез (Lidio Valdez) из Университета Калгари. – Некоторые принадлежали государству, а другие – Солнцу. Ламы, принадлежащие Солнцу, то есть религиозным организациям, использовались для жертвоприношений во время [религиозных] церемоний. Подобные собрания проводились в соответствии с ритуальным календарем инков и, насколько нам известно, проводились ежемесячно".

Жертвоприношения лам ценились очень высоко: они считались вторыми по значимости после человеческих.

Археологи не раз находили кости лам, убитых инками во время религиозных церемоний. Но впервые учёные обнаружили прекрасно сохранившиеся мумии этих животных.

Всё дело в особых климатических условиях, царящих в месте раскопок (Тамбо Вьехо, Перу). Эта местность представляет собой сухую пустыню, в которой погребённые туши мумифицировались естественным образом.

Местный климат мумифицировал лам естественным образом.

На мумиях сохранилась не только шерсть, но даже украшения. К ушам лам были привязаны кисточки длинных разноцветных нитей (в этом регионе и сегодня украшают животных подобным образом). Кроме того, на шею жертв были надеты ожерелья. На шкурах белых лам сохранились и узоры, нанесённые красной краской: точки на макушке и линии, проведённые от глаз к носу.

В письменных источниках говорится, что инки перерезали жертвенным животным горло, вырезали им сердца или же били по голове тупым тяжёлым предметом. Но на прекрасно сохранившихся мумиях нет и следа подобных повреждений. Зато выяснилась любопытная деталь: перед погребением ноги лам были связаны.

Всё это позволяет предположить, что несчастных животных погребли заживо. Таким же жестоким способом инки иногда приносили в жертву и людей.

Археологи также определили, каким богам были посвящены эти жертвы и по какому случаю они были сделаны.

Дело в том, что разным божествам инки жертвовали лам разного окраса. При раскопках обнаружились мумии животных коричневой и белой масти. Первых местные жители убивали в честь бога-творца Виракоча, вторых – во имя бога солнца Инти.

Белые ламы были принесены в жертву богу солнца.

Большинство погребённых лам на момент смерти были не старше нескольких месяцев. Учитывая период размножения этих животных, можно предположить, что жертвоприношение состоялось в конце лета или начале осени, то есть в период сбора урожая. Записи испанских конкистадоров подтверждают, что инки отмечали сбор урожая обильными приношениями богам.

Но для церемонии могла быть и ещё одна причина. Дело в том, что Тамбо Вьехо находится в долине Акари. Историкам известно, что местные жители добровольно покорились империи инков, не будучи в силах с ней воевать. Считается, что это произошло около 1476 года нашей эры. Но радиоуглеродное датирование показывает, что обнаруженные ламы были принесены в жертву между 1432 и 1459 годами. То есть к тому времени инки уже заняли этот регион.

Возможно, жертвоприношения были связаны как раз с торжествами по случаю аннексии? Вряд ли это можно выяснить доподлинно, но похоже, что так и было. Во всяком случае, археологи обнаружили следы масштабных празднеств, когда угощение готовилось сразу для множества человек.

Яркие перья, украсившие погребения, могли символизировать власть инков над покорёнными землями.

Видимо, инки устроили для местных жителей пир горой, чтобы подсластить им пилюлю потери независимости. А жертвоприношение, помимо сакрального, имело и политический смысл: место, где инки принесли жертвы своим богам, становилось их территорией. О новых хозяевах этой земли должны были напоминать и яркие перья тропических птиц, которыми были украшены погребения лам.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о "кровавой" тайне идола Пачакамака. Писали мы и о том, зачем инкам были необходимы "трофейные" черепа.