Учёные обнаружили, что рыбы, обитающие на коралловых рифах Центральной Америки, одомашнили ракообразных. Это первый известный биологам пример, когда позвоночное животное одомашнило другое животное.
Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Communications группой во главе с Уильямом Фини (William Feeney) из Университета Гриффита в Австралии.
Люди заботятся о своих домашних животных, обеспечивая их кровом, пищей и защитой. Взамен мы получаем от них что-то полезное или приятное, будь то возможность погладить кота или стейк из говядины.
Когда-то считалось, что только люди способны одомашнить животных. Потом были открыты другие примеры. Так, муравьи защищают тлю от хищников и забирают их на зиму в свой муравейник. Взамен "скотоводы" питаются сладкими выделениями своих подопечных и, кажется, даже заботятся о том, чтобы это "молоко" имело оптимальную пищевую ценность.
Однако животные-животноводы остаются удивительно редким исключением. И до сих пор не было известно ни одного примера, когда подобным "сельским хозяйством" занимались бы позвоночные (не считая, конечно, человека).
Однако некоторое время назад учёные обратили внимание на странную связь рыб Stegastes diencaeus с мизидами – мелкими ракообразными. Упомянутые рыбы давно находятся в поле зрения биологов, потому что занимаются делом, исключительно редким в дикой природе: растениеводством. S. diencaeus имеют собственные участки кораллового рифа, на которых выращивают водоросли для пропитания.
Рыбы заботятся о своих плантациях и ревниво отгоняют от них любых других обитателей моря. Кроме… ракообразных вида Mysidium integrum. Более того, эти существа живут на фермах рыб-растениеводов целыми стаями, и каждая стая демонстрирует приверженность своей плантации. Чем же мизид так привлекают эти угодья? И почему S. diencaeus, агрессивные к любым другим животным, никак этому не препятствуют?
Авторы нового исследования решили разобраться в этом. Для начала они удостоверились, что стаи мизид встречаются на водорослевых плантациях рыб гораздо чаще, чем на других участках рифа. Затем биологи провели ряд экспериментов, чтобы выяснить природу этой взаимосвязи.
Они поместили ракообразных в контейнеры, расположенные в лаборатории, и подвергли воздействию различных запахов. Оказалось, что животные были равнодушны к ароматам водорослевой фермы, но их привлекал запах рыб-растениеводов. При этом на запахи других рыб (кроме, разумеется, хищников) животные никак не реагировали.
Итак, можно было считать доказанным, что мизиды целенаправленно ищут особей S. diencaeus и поселяются на их плантациях.
На следующем этапе биологи проверили, как ведут себя "земледельцы" в отношении своих гостей. В предыдущих исследованиях было показано, что рыбы не прогоняют мизид со своих участков. Но на сей раз учёные обнаружили нечто большее: "фермеры" защищают ракообразных от хищников.
Так, когда экспериментаторы поместили прозрачный пакет с мизидами вне плантаций S. diencaeus, многие рыбы, питающиеся ракообразными, проявили к ним недвусмысленный гастрономический интерес. Однако когда такой же пакет оказался на территории рыбы-фермера, та стала активно отгонять агрессоров от мизид.
Этот опыт объясняет, зачем мизидам особи S. diencaeus: они обеспечивают защиту от хищников. Но для чего рыбам опекать какую-то мелочь, ютящуюся на их угодьях?
Учёные предположили, что отходы жизнедеятельности ракообразных служат хорошим удобрением для водорослей. Поэтому рыбам и выгодно присутствие этих существ.
Биологи сравнили состояние водорослей и самих "растениеводов" на участках с мизидами и на плантациях без них. Учёные обнаружили, что на фермах, которые облюбовали ракообразные, водоросли растут лучше. Особи S. diencaeus, имеющие таких подопечных, тоже выглядят более упитанными и благополучными (что может быть прямым следствием лучшего питания).
Итак, пасьянс сошёлся. Рыбы не прогоняют мизид и, более того, защищают их от хищников. А те удобряют плантации рыб отходами своей жизнедеятельности. Другими словами, S. diencaeus завели себе домашних ракообразных для удобрения полей.
"Это первый зарегистрированный случай, когда позвоночное животное, не являющееся человеком, одомашнило другой вид, и первое экспериментальное свидетельство предполагаемого пути развития этого одомашнивания", – заявляет Фини.
Авторы также отмечают, что это классический случай так называемого комменсального одомашнивания. Мизиды пришли на плантации рыб, потому что те прогоняли со своей территории любых непрошенных гостей, в том числе и хищников, питающихся мизидами. А кошки, предположительно, пришли в поселения людей, потому что там было вдоволь мышей. А волки и куры потянулись к человеческому жилью за остатками пищи.
Со временем люди оценили выгоду от соседства с грозой мышей, дружбы с выносливым и умным хищником или обилия куриных яиц и стали разводить этих животных сознательно. В случае рыб речь, конечно, не идёт об осознанном приручении. Но естественный отбор, действующий на протяжении множества поколений, с успехом заменил сознательную волю.
Конечно, мы можем только предполагать, как на самом деле зародились отношения человека с собаками, кошками или курами. Ведь учёные не застали сам процесс их приручения. Теперь же биологи получили независимое подтверждение, что такой путь одомашнивания возможен и реализуется в природе.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о муравьях-земледельцах.