Тема:

Психология 1 год назад

Почему люди не умеют заканчивать разговор вовремя

Люди редко понимают, когда стоит закончить разговор.

Люди редко понимают, когда стоит закончить разговор.
Фото Pixabay.

Учёные выяснили, что людям не дано понять, чего на самом деле хочет их собеседник. Мы не заканчиваем беседы тогда, когда хотим: либо затягивая их из вежливости, либо прерываясь раньше времени, потому что боимся наскучить другим. В итоге, никто из участников не получает от разговора то, что хочет на самом деле.

Наверное, всем знакомо ощущение неловкости, которое возникает, когда диалог с собеседником слишком затягивается или, наоборот, неожиданно прерывается. В цивилизованном обществе никто не хочет причинить другому неудобство, при этом пытаясь по неким косвенным признакам определить, интересно ли собеседнику участвовать в разговоре. Это заставляет наш мозг активно работать, а нас находится в состоянии нервного напряжения. Неудивительно, что некоторые люди вообще избегают общения, чтобы не переживать такие неловкие моменты.

Новое исследование (одно из немногих, посвящённых человеческому общению) было опубликовано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В нём учёные пытались установить, насколько хорошо люди понимают намерения собеседника и могут ли вообще правильно понять, когда уместно закончить разговор.

Для этого они опросили добровольцев в Интернете, используя сервис Mechanical Turk компании Amazon. С его помощью учёные находят участников для онлайн-исследований. Более 800 человек поделились с учёными впечатлениями от своей последней беседы. После уточнения характера беседы и уровня знакомства с собеседником (почти 80% участников беседовали с близкими людьми), исследователи интересовались, были ли люди удовлетворены продолжительностью разговора.

Оказалось, что почти 67% участников ожидали, что их беседа закончится раньше, чем вышло на самом деле, при этом они могли хотеть как продолжения (25% опрошенных хотели бы, чтобы разговор продолжался), так и скорейшего окончания разговора.

Что ещё интереснее, выяснилось, что многие считали, что их собеседник хочет продолжения разговора на момент завершения, а больше половины были уверены, что собеседник хотел закончить разговор раньше.

Проще говоря, разговоры практически никогда не заканчивались, когда того хотели собеседники. Никто не получал того, что хотел, и, более того, все думали, что их собеседник хочет чего-то другого.

Эти результаты озадачили учёных, и они пришли к выводу, что, раз участники говорили с близкими, им было сложно закончить беседу вовремя так, чтобы не обидеть их. Ведь никто не хочет, чтобы его мама или супруг подумали, что родному человеку не нравится общение с ними.

К тому же у исследователей не было данных о том, что на самом деле думала вторая сторона, а сам разговор мог закончиться по какой-то внешней причине.

Тогда исследователи провели дополнительный эксперимент, пригласив 252 добровольца в свою лабораторию. Все участники не были знакомы между собой, и у них было 45 минут, чтобы пообщаться. Исследователи специально сообщили им, что время, которое они не потратят на разговор, они всё равно проведут в лаборатории. Так учёные создали ситуацию, в которой у людей не было бы лишнего мотива закончить разговор пораньше.

По мнению самих учёных, беседы были такими скучными, что "за ними было тяжело наблюдать". Им пришлось отсмотреть 126 разговоров между незнакомцами. Затем участников попросили рассказать о своих впечатлениях и предположить, что подумали собеседники об их разговоре.

В итоге 68% участников сказали, что были готовы закончить разговор раньше. Это подтвердило результат первой части исследования. Около половины участников ответили, что хотели бы говорить либо дольше, либо меньше, чем в итоге получилось.

Далее добровольцы предположили, чего ожидал их собеседник. Большая часть (80%) считала, что их собеседник ждал завершения беседы. Опять получается, что большинство участников не закончили разговор тогда, когда этого хотели, и даже тогда, когда, по их мнению, этого хотел собеседник. Удивительно, до чего же трудно бывает просто поговорить с другим человеком.

При этом оказалось, что участники очень редко угадывали, чего на самом деле хочет их собеседник. Разница в их намерениях была гораздо больше, чем они предполагали.

Всего две беседы из 126 (то есть 1,6%) закончились тогда, когда этого хотели оба участника.

Может быть, разговоры заканчивались, когда хотя бы один участник этого хотел? Тоже нет. Всего 30% разговоров завершились именно в тот момент, когда кто-то решил, что с него достаточно.

Учёные выяснили, что и компромисса между собеседниками тоже не было. Почти половина разговоров тянулась дольше, чем того хотели оба участника, и только около 10% пар завершили разговор, хотя оба хотели его продолжать.

Исследователи пришли к одному очевидному выводу: люди никогда не заканчивают разговор тогда, когда хотят этого. Но почему?

Можно только представить себе, как трудно прийти к общему выводу, когда участники почти всегда хотят разных вещей и никогда не говорят напрямую, чего хотят. Они пытаются угадать желания другого по мимике, жестам, вводным словам ("в общем", "в итоге", "короче говоря"), и эти сигналы далеко не всегда расцениваются правильно.

Это можно сравнить с танго, где малейшее движение партнёра приводит к изменению в танце, и нужно быть искусным танцором, чтобы успешно распознавать важные намёки. В этом исследовании выяснилось, что "мастером беседы" быть ещё труднее.

Остаётся лишь опираться на собственные ощущения и говорить до тех пор, пока это приносит удовольствие. Вполне вероятно, что любой ваш собеседник это оценит.

Ранее Вести.Ru писали о стереотипах, связанных с речью, и о том, что женщины лучше мужчин могут понять мысли собеседника.