Тема:

Археология и история 1 неделя назад

Раскрыта тайна человеческого плода в гробу епископа

Тело епископа подверглось естественной мумификации.

Тело епископа подверглось естественной мумификации.
Фото Gunnar Menander.

Рентгеновское изображение плода, помещённого в гроб епископа.

Рентгеновское изображение плода, помещённого в гроб епископа.
Иллюстрация Gunnar Menander.

Тело епископа подверглось естественной мумификации.
Рентгеновское изображение плода, помещённого в гроб епископа.
Несколько лет назад в гробу шведского епископа XVII века был обнаружен человеческий плод. Теперь учёные выяснили, что за шокирующей находкой стояла семейная драма священнослужителя.

Человеческий плод, обнаруженный в гробу шведского епископа XVII века, оказался его мертворождённым внуком. За шокирующей находкой стояла семейная драма священнослужителя, уверены учёные.

Педер Винструп (1605–1679) был епископом Лунда в Швеции. В 2012 году его тело решили перезахоронить. При этом обнаружилось, что останки епископа сохранились необычайно хорошо, и археологи не упустили шансы их изучить.

К своему удивлению, учёные обнаружили между икрами ног епископа останки некого миниатюрного создания, завёрнутые в льняную ткань. Тщательное исследование показало, что это человеческий плод, покинувший чрево матери через 5–6 месяцев после зачатия (вероятно, в результате мертворождения).

Тело епископа подверглось естественной мумификации.

Исследователи объясняют, что в те времена умерших маленьких детей часто клали в гроб ко взрослым, но обычно к родственникам. Это и побудило специалистов провести анализ ДНК останков епископа и плода.

Так выяснилось несколько важных фактов. Во-первых, не доживший до своего первого крика ребёнок был мальчиком. Во-вторых, его Y-хромосома была аналогична Y-хромосоме епископа, то есть малыш приходился родственником священнослужителю по отцовской линии. А вот митохондриальная ДНК, которая передаётся ребёнку исключительно от матери, не показала сходства. То есть мальчик не мог бы быть, к примеру, сыном родной сестры епископа.

В целом у священнослужителя и так и не выношенного ребёнка было 25% общих генов. То есть мальчик мог приходиться Винструпу внуком, племянником или ещё каким-нибудь родственником второй степени родства.

Заметим, что лютеранская церковь не воспрещает духовенству вступать в брак и иметь детей. У епископа Педера Винструпа был сын, которого также звали Педер. Изучив семейную историю, эксперты пришли к выводу, что останки именно его отпрыска покоятся в гробу священнослужителя.

Рентгеновское изображение плода, помещённого в гроб епископа.

Перед нами, полагают исследователи, развязка семейной драмы. Как свидетельствуют исторические источники, младший Педер Винструп был единственным сыном епископа. Он не пошёл по стопам отца и деда, а занялся фортификацией.

В 1680 году грянула Большая редукция – возвращение шведской короне земель, ранее розданных дворянству. Сын священнослужителя остался без земли и средств к существованию и, вероятно, всю вторую половину своей жизни жил исключительно благодаря материальной помощи родственников.

Последнее письменное упоминание о Педере Винструпе-младшем относится к 1710 году. Дата его смерти неизвестна, однако историки знают, что он не оставил после себя сыновей. Значит, на нём пресёкся дворянский род Винструпов.

Возможно, так и не выношенный ребёнок был последней надеждой на продолжение рода (а это было очень важно для дворян того времени). Когда произошло несчастье, убитый горем несостоявшийся отец вскрыл гроб своего отца, епископа Лунда, покоившийся в семейном склепе, и положил ему в ноги останки плода. Так они и нашли там своё последнее пристанище.

Научная статья с результатами исследования была опубликована в издании Journal of Archaeological Science: Reports.

К слову, ранее мы рассказывали о семейной тайне возрастом четыре тысячи лет, раскрытой благодаря ДНК мумий.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".