Новости о возможной отправке пилотируемых миссий на Луну и Марс звучат всё чаще, но перед инженерами в этой области по-прежнему стоят серьёзные технические задачи.
Как доставить с Земли к месту назначения тонны провизии, воды, кислорода, не говоря о научных инструментах и строительных материалах?
Учёные предлагают самые разнообразные идеи, которые облегчили бы эту задачу: некоторые планируют производить строительные материалы, используя марсианский или лунный грунт, а другие предлагают добывать кислород прямо из атмосферы Марса.
Также есть идея использовать бактерии для создания биореактора, который будет вырабатывать для колонистов кислород и питательные вещества.
Но даже если все эти разработки удастся довести до ума (и до Луны) и применить в реальных условиях, в дальнее межпланетное путешествие космонавтов всё равно не получится отправить с пустыми руками.
Как минимум участникам миссии будет жизненно необходим большой запас топлива. Его точно не удастся добывать в нужном количестве нигде, кроме как на Земле. По крайней мере, в обозримом будущем.
Чтобы решить проблему транспортировки самых разных массивных грузов в космосе, специалисты из МАИ разработали математическую модель межпланетного буксира "Марафон", состоящего из двух модулей.
Он сможет вмещать до 20 тонн ракетного топлива, предназначенного для орбитальных станций пилотируемых миссий на Луну. Однако его создатели утверждают, что буксир можно будет использовать и для транспортировки технических грузов.
Космический аппарат состоит из двух частей: неуправляемого корабля многоразового использования и одноразового танкера.
Сам многоразовый буксир носит название "Марафон". Согласно плану инженеров МАИ, он выводится на орбиту один раз и остаётся там на годы. Танкер после выполнения своей функции будет утилизирован.
Для одного полёта к орбите Луны и обратно "Марафону" потребуется 22 тонны горючего. Много, но и доставлять груз на расстояние в 400 тысяч километров буксир будет всего за пять суток.
В рамках своего исследования учёные рассмотрели требования к возможной научной аппаратуре на борту, манипуляторам, захватным и стыковочным устройствам, размерам солнечных батарей для питания.
Главным преимуществом проекта его авторы считают возможность стыковки с орбитальными станциями. Ведь на борту "Марафона" не будет мощных источников ионизирующего излучения (радиации).
Ещё одна особенность новой разработки — упрощение и удешевление процесса стыковки.
Буксир будет производить стыковку с помощью собственных односторонних измерений. На танкере для этого достаточно установить несложный радиолокационный передатчик мощностью в несколько ватт. Буксир сможет "захватить" электромагнитный сигнал, исходящий от танкера, с расстояния 40-50 километров.
Так исследователи хотят избежать установки дорогостоящего измерительного оборудования на одноразовом танкере.
Ранее мы писали о том, где Китай спрячет свои лунные базы и когда будет отправлена российская миссия на Луну.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".