К организации лекций, мастер-классов и практикумов, интерактивных экскурсий и квестов присоединились более 70 партнеров, среди которых крупные технологические компании, вузы и научно-исследовательские центры, в том числе Фонд инфраструктурных и образовательных программ, госкорпорации Роскосмос и Росатом, РусГидро, РУСАЛ, Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее", Санкт-Петербургский химико-фармацевтический и Сеченовский университеты. Оператор Недели – Школьная лига.
Участники откроют для себя мир науки и технологий, узнают больше о востребованных профессиях, встретятся с неординарными людьми, помечтают о будущем и даже попробуют создать свои первые предпринимательские проекты. Событие призвано сформировать у школьников цельную картину того, как работает цикл создания нового в сфере высоких технологий: познакомить с исследовательской составляющей, показать, как результаты исследования превращаются в прототипы и технологии, а затем масштабируются и производятся.
"Высокие технологии – это оптоволокно, вакцины, композитные материалы, новая логистика, искусственный интеллект, роботы, – все то, что окружает нас, – рассказала директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель Школьной лиги Елена Казакова. – И эту Неделю мы посвящаем тому, чтобы сосредоточиться и увидеть наших лидеров, понять перспективные направления, попробовать свои силы в решении бизнес-кейсов и, может быть, с радостью открыть для себя мир будущего призвания. Это Неделя мощного переосмысления или старта, когда мы активно ищем единомышленников. Почему школьная? Я твердо убеждена, что благополучие дня сегодняшнего и завтрашнего в нашей стране, ее технологическая независимость и мощь создаются сегодня в школе и помогают строить мир, в котором наша жизнь становится уверенной, благополучной, надежной и быстро развивающейся".
О Неделе
Ежегодно Неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) объединяет более полумиллиона человек. Представители науки и высокотехнологичного бизнеса знакомят школьников и учителей с разработками в области новых материалов, искусственного интеллекта, альтернативной, атомной и гидроэнергетики, медицины, фармацевтики, робототехники, дорожного транспорта, экологии, освоения космоса, морских глубин и Арктики.
Школьные педагоги не только участвуют, но и организуют свои мероприятия. Для этого научные центры и предприятия вместе с методистами Школьной лиги создали более 150 материалов: готовых уроков, видео и презентаций. С их помощью педагоги смогут провести тематические занятия, сделать с учениками проект, обсудить новые профессии и разработки.
Мероприятие включено во Всероссийский календарный план мероприятий массового вовлечения школьников в научно-техническое творчество на 2022-2023 учебный год Министерства просвещения РФ и решает задачи реализации Десятилетия науки и технологий в России. Также НВТиТ стала частью Санкт-Петербургского международного форума труда, организованного Правительством Санкт-Петербурга при поддержке Министерства труда и социальной защиты России и Федеральной Службы по труду и занятости.
Как участвовать
Участие во всех мероприятиях бесплатное. Полная программа представлена на сайте. Каждый участник сможет составить свой индивидуальный маршрут из мероприятий, которые интересны именно ему. Зарегистрироваться может сам ученик или его родители.
Неделя высоких технологий и технопредпринимательства пройдет по всей России онлайн и офлайн. Главное – выбрать интересные для себя активности и заранее зарегистрироваться, ведь количество мест на очных мероприятиях ограничено.
Подробнее о программе 2023 года
Офлайн-программа насыщена интерактивными уроками и антилекциями, мастер-классами и экскурсиями на предприятия, научными шоу и квестами. Кроме того, значительная часть встреч пройдет онлайн, чтобы к ним мог присоединиться каждый независимо от места жительства. Это могут быть виртуальные туры и лектории.
Выделять ДНК из банана собираются в Ростове-на-Дону. Здесь же изучат, какие бактерии живут на ладонях, навигационные спутниковые системы и стартап-проекты в сфере беспилотных технологий.
В Кировске учеников познакомят со звуконаукой – утройством пьезодинамиков – и научат создавать электронику, воспроизводящую звук. Там же разгадают секреты производства стекла с наночастицами.
В Снежногорске пройдет выставка работ по NANO-Art, Форум разработчиков "Образовательное пространство будущего" и Хакатон "Дизайн интерфейса приложений". Школьников города также познакомят с технологиями искусственного интеллекта: компьютерным зрением, обработкой естественного языка и анализом больших данных.
Сургутских учащихся ждет квест по станциям "Лабиринт школьных наук", который поможет ребятам попробовать себя в роли изобретателей и создать мини-проекты в математике, физике, химии, информатике, робототехнике, 3D-моделировании. В городе также состоится мастерская инноваций "Эпигенетика – наука об управлении генами". С лекцией "Батарейка для сердца. Как работают кардиостимуляторы" выступит врач-кардиолог.
В Перми пройдут профпробы на: физика-исследователя, лаборанта физического эксперимента, инженера-конструктора, токаря, оператора лазерного станка, химика-исследователя, биолога. А Танковый биатлон покажет, кто сильнее в разработке и управлении LEGO-роботами.
В Казани научат лазерным технологиям и расскажут об их применении в промышленности и малом бизнесе. Участники мастер-класса поработают на лазерном гравёре с особой системой развёртки луча.
В Яр-Сале пройдет воркшоп по использованию виртуальной и дополненной реальности в промышленности, а также погружение с решением мини-кейсов в профессии гидроэнергетики: начальник смены станции, дежурный машинист гидроагрегатов, моторист.
Белоярский готовит для детей экскурсии на предприятия Газпрома и Лукойла, а также урок "В лаборатории у провизора-аналитика", где школьники попробуют установить подлинность лекарственных веществ с помощью аналитической химии и фотоэлектроколориметрии.
Челябинцев приглашают на урок-проект от фонда "Вклад в будущее" по анализу больших данных, описательной статистике с визуализацией полученных результатов, дебаты по атомным технологиям, практикум по формированию проектного мышления и в ГЕОателье, где участники решат кейсы по дешифрированию снимков Земли из космоса, соберут гидропневматические ракеты, спутники-кубсаты и кибер-жуков.
Всего – более 180 площадок включились в организацию мероприятий. Открытие Недели высоких технологий и технопредпринимательства пройдет 13 марта в 12:00 по московскому времени в группе ВКонтакте.
Что приготовили партнёры
Фонд инфраструктурных и образовательных программ проведёт серию вебинаров о технопредпринимательстве на примере университетстких стартап-студий и о том, как математики, физики, химики и информатики создают новые материалы.
Заместитель генерального директора ФИОП Даниил Ковальчук отметил: "Предпринимательство – важный механизм, связывающий науку и экономику. Формирование эффективной системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности особенно актуально в сфере высоких технологий. Сегодняшние реалии требуют от нас создания новых российских технологических бизнесов. Чем раньше молодые люди будут вовлекаться в эту деятельность, тем больше возможностей попробовать себя в разных ролях для них открывается. По экспертным оценкам, 25% всех стартапов в мире рождается в университетах. Что не случайно, ведь это время проб, поиска, генерации смелых идей. Участие в Неделе высоких технологий и технопредпринимательства – хороший шанс для ребят начать погружение в тему технологического предпринимательства уже со школы".
Эксперты СБЕРа из Благотворительного фонда "Вклад в будущее" расскажут о возможностях искусственного интеллекта для разных приложений и, в частности, для здравоохранения – как нейросети применяются в медицине и как разработчики спасают жизни с помощью искусственного интеллекта. Специалисты дадут советы юным разработчикам, как запустить свой первый стартап в ИИ и где искать поддержку.
Росатом подготовил программу о вызовах экологии и энергетики, безуглеродном будущем и атомных профессиях. А Роскосмос запланировал лекции от ученых, например, об уникальных экспериментах, которые ведутся на МКС, инженерии и роботах для космоса.
РусГидро разработало уроки, которые помогут поближе познакомиться с устройством электроэнергетической отрасли и профессией энергетика. В уроке "Путь электроэнергии до потребителя" школьники 5-7 классов узнают, откуда берется энергия и как она попадает к нам в розетки. О том как и зачем экономить электроэнергию, ученики узнают из урока "С уважением к энергосбережению", а на уроке "Что такое гидроагрегат?" школьники узнают о работе "сердца ГЭС" и том, как вырабатывается экологически чистая электроэнергия.
Наука в вузах
В СПХФУ школьники смогут поучаствовать в научных квестах, беседах о проблемах и вызовах "большой фармы", встретиться с ведущими учеными вуза, выпускниками и представителями предприятий отрасли – BIOCAD, Гротекс, Фармбиолайн.
Учёные и преподаватели университета также приготовили "уроки ФАРМы" – учебно-методические материалы, которые позволят учителям всей страны провести у себя в школах уроки-погружения для 6-11 классов и познакомить ребят с миром высоких технологий в фармацевтической индустрии. По словам Юлии Ильиновой, проректора по учебной работе СПХФУ, таким образом можно попробовать закрепить у заинтересованного школьника желание выбрать наукоёмкую профессию в фармацевтике и смежных отраслях.
Первый МГМУ познакомит школьников с достижениями в области медицины, инженерными и IT-направлениями подготовки, а также специальностями "Наноматериалы", "Механика и математическое моделирование", "Материаловедение и технологии материалов", "Информационные системы и технологии", "Медицинский инженер".
Эксперты из Института регенеративной медицины проведут экскурсию в лаборатории и Биобанк Сеченовского Университета (структурное подразделение для сбора и хранения стандартизованных и аннотированных биологических образцов человека). Также специалисты расскажут о том, для чего необходимо биобанкирование и какие методы визуализации существуют в медицине.
Институт бионических технологий и инжиниринга проведет для учеников тематическую квест-игру. Центр индустриальных технологий и предпринимательства организует роуд-шоу (серию встреч) с представителями биомедтех-стартапов – победителей акселератора SechenovTech.
В Университетской клинической больнице № 1 пройдет мастер-класс "Цифровая кардиология", в рамках которого школьникам покажут работу с медицинскими изображениями на примере цифровых фотографий глазного дна. Также учеников познакомят с моделированием сердечного выброса и возможностями компьютерного анализа электрокардиограмм и фотоплетизмограмм.
Институт компьютерных наук и математического моделирования организует неформальный разговор об инженерных специальностях Сеченовского Университета, математических моделях и глобальных вызовах в области биомедицины.
Как работают площадки Недели в регионах России?
Новосибирский Академгородок
"В этом году в Новосибирской области пройдет почти 80 мероприятий, не считая классных часов. Помогают РАНовские институты, весь Академгородок. Прежде всего, институт теплофизики, институт катализа, институты ядерной физики и физики полупроводников, органической и неорганической химии, цитологии и генетики. Будет много экскурсий, встреч, путешествий, кейс-чемпионаты и проектировочные сессии со школьниками, чтобы они смогли сделать за неделю небольшой продукт и работа им запомнилась", – рассказала Елена Рекичинская, учитель, замдиректора новосибирской гимназии № 3 в Академгородке, руководитель регионального центра Школьной лиги.
Фишка гимназии – межпредметное погружение школьников всех классов в "Наномир". Задействованы все: учителя химии, физики, математики, информатики, русского языка и литературы, английского, французского, немецкого языков, а также кафедра воспитательной работы и социально-психологическая служба. Их задача – не просто привлечь внимание детей к актуальной теме, но мотивировать старшеклассников к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в наукоёмких областях промышленности.
Старшим классам предлагают поучаствовать в дебатах о том, как нанотехнологии влияют на экономический рост страны. Младшие школьники в научных станциях-лабораториях, организованных учителями и старшеклассниками, пробуют на ощупь умную пыль, размышляют об одежде с необычными свойствами и эффекте лотоса, который используется в современной индустрии.
Пермь
В Пермском крае, по словам Ольги Рыпневской, замдиректора школы № 81, руководителя регионального ресурсного центра Школьной лиги, в качестве партнеров Недели и школ выступают политехнический и педагогический университеты, центр опережающей профессиональной подготовки, Пермские моторы, НПО Искра, Лукойл Пермь нефть оргсинтез, Точка кипения НТИ, Кванториум, Дом научной коллаборации.
С последним организаторы в этом году уже в третий раз проведут семейный фестиваль по инженерному проектированию. В этом сезоне дети и их родители будут сообща конструировать электромобиль. Партнёр фестиваля – производитель легендарного велосипеда Кама.
Также планируется игра по научной журналистике, когда за неделю ребята должны будут встретиться с молодыми учёными или представителями высокотехнологичных предприятий и создать медиапродукт. Оценивают работы и дают рекомендации местные журналисты и писатели.
Мурманск
Школьников города и области ждёт знакомство с морским портом и судоремонтным заводом с его одним из самых больших доков в России, предприятиями Атомфлота и принципами экологичного обращения с отходами на Октябрьской железной дороге – филиале РЖД.
Морская арктическая геологоразведочная экспедиция познакомит с работой полярных исследователей, научным флотом, судовым оборудованием, экипажами исследовательских судов и районами исследований. Геологи и геофизики расскажут об экспедициях в северных и восточных морях.
В Мурманском морском торговом порту участники совершат виртуальное путешествие во времени, увидят исторические периоды развития порта и современные производственные площадки. Ребят познакомят с перегрузочной техникой, покажут, каким образом груз попадает в порт и на каких судах уходит к грузополучателям.
На занятии ИЦАЭ школьники узнают об основной из сегодняшних экологических проблем – парниковом эффекте, познакомятся с принципами работы различных электростанций, проанализируют их плюсы и минусы и оценят их значение в энергосистемах будущего. На основе полученных знаний ребята построят свою энергосеть на одной из колонизируемых планет, а также построят свою стратегию осознанного потребления. Здесь же ребятам помогут понять, где рождается электроэнергия и как она попадает в розетку. Школьники разберутся, по какому маршруту проходит ток от электрической станции к городам, с помощью генератора выработают электричество и зажгут лампу, а также "запустят" цепную реакцию деления ядер урана.
Впервые партнёром Недели стала мурманская больница имени П.А.Баяндина. Медики покажут, как работает сложная медицинская техника для ультразвуковой диагностики внутренних органов, эхокардиографии, рентгенологии и исследования сосудов, МРТ, КТ, реанимационное, анестезиологическое, гемодиализное оборудование. Школьники также посетят травматолого-ортопедическое отделение – одно из самых современных и технически оснащенных клинических подразделений больницы, выполняющее все виды оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
"Ценно, что ключевые предприятия Мурманской области открыты для школьников и рады показать многообразие профессий и областей для исследования, – расказала Ирина Чеховская, руководитель детского технопарка "Кванториум-51" в Центре образования "Лапландия", руководитель регионального центра Школьной лиги в Мурманской области. – Наука и техника развиваются очень быстро, и такие события, как Неделя высоких технологий, позволяют самим педагогам и наставникам не отставать, направляют и вдохновляют наших учеников. Это очень важно для Заполярья, чтобы уменьшить отток населения, особенно молодого, и мы обязаны знакомить наше подрастающее поколение с возможностями проявить себя, приложить все свои умения, знания и силы для развития Кольского полуострова, подтверждая наш слоган "На Севере жить". В этом плане мне запомнилась ученица из Полярных зорей, которая благодаря одной из экскурсий приехала в Пироговскую больницу. Тогда группа школьников знакомилась с технологиями восстановления суставов. После экскурсии девочка призналась нам: "Я буду только врачом, хочу лечить детей". Сейчас она уже на втором или третьем курсе в Петрозаводском университете на лечебном деле. Большинство ребят, конечно, не рассказывают о своих мечтах, но мы понимаем, что такие мероприятия очень важны для становления их личностей".