Но главная проблема – в недоверии пациентов: мозг — негостеприимная среда для микроэлектроники, соленое море химикатов, большинство из которых разъедают металл. А еще мозг не стоит на месте, постоянно перемещаясь внутри черепа. Чтобы не повредить нейроны и кровеносные сосуды, Маск предлагает меньше электродов: его новый чип размером с монету. И гибкость: внедряемые под кожу и покрытые безопасным полимером металлические нити будут "повторять маршрут" серого вещества.
Но агентство Bloomberg ищет и находит подводные камни: Пентагон уже почти 10 лет спонсирует исследования и опыты по внедрению нейро-интерфейсов. Причем, не только в США, но и, например, в Австралии. На бумаге – чтобы помочь ветеранам с параличом. На деле – чтобы научиться стрелять и наводить ракеты силой мысли быстрее Китая, где на прошлой неделе тоже провели успешные опыты на обезьянах. А в американских соцсетях припоминают, как Маск сравнивал чипы с сериалом "Черное зеркало", где желание героев перематывать и просматривать свои воспоминания привели к трагическому финалу.
Каким будет финал такого стартапа?
Залезая в головы сограждан, чтобы соединить их с компьютерами, Илон Маск вдохновлялся научной фантастикой. Его Neuralink родом из рассказов шотландца Иэна Бэнкса, где сверхразвитая цивилизация доверяет не опасному Скайнету, а действует с опорой на собственные силы, на вживленную в мозг нейроленту. К 2030 году и люди смогут так же, благодаря нейрочипам, уверен миллиардер.
"В будущем вы сможете сохранить и воспроизвести воспоминания обо всем, что закодировано в памяти. И, в конечном итоге, вы можете загрузить их в новое тело или в робота. Будущее будет странным", – предвкушает Илон Маск.
Зеленый свет перед второй вселенной накануне открыло Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Neuralink на радостях уже приступил к поиску добровольцев для клинических испытаний.
Первый чип, который так и назывался N1, у Маска показали четыре года назад. А сейчас речь идет о том, что человеку с параличом всех конечностей в моторную кору будет внедрено четыре сенсора.
"Наша первоначальная цель – помочь людям восстановить свою цифровую свободу, позволяя им пользоваться электронными устройствами также, как и до травмы", – добавляет миллиардер.
Нейрочип будет передавать сигналы мозга по Bluetooth. Управлять им можно с помощью компьютера или смартфона. Капсула крепится за ухом, а в мозг пойдут нитевидные электроды, которые в четыре раза тоньше человеческого волоса. Есть и приятные бонусы. Технология позволит контролировать гормоны, справляться с тревожностью. Да и просто весело!
"Это Пейджер, он – девятилетняя макака. И ему установили чип Neuralink. Он научился взаимодействовать с компьютером, чтобы получать вкусный банановый коктейль", – это об опытах на обезьянах.
Сначала у макаки был джойстик. Потом за лакомство Пейджер научился двигать курсором по экрану с помощью мысли. До обезьян Маск возился со свиньями.
"Два месяца она прожила с имплантом, так что это здоровая и счастливая свинья", – описывалось первое напрямую подсоединенное к компьютеру животное.
Свиньи казались довольными. Зрители презентации счастливыми, Маск вдохновленным. Настроение всем сразу испортил федеральный прокурор.
"Neuralink Илона Маска, компания по производству медицинского оборудования, находится под федеральным расследованием в связи с возможными нарушениями прав животных", – заявил он.
В руках следствия оказались десятки свидетельств жестокого обращения с животными. На Маска жаловались его же сотрудники, которые думали, что двигают науку вперед, а не работают на скотобойне. Масштабы были промышленные. В ходе экспериментов были убиты более полутора тысяч животных. Впрочем, главные этические проблемы у Neuralink еще впереди.
"Это безумие, по сути все вокруг нас, все с чем мы взаимодействуем ежедневно, дороги по которым мы ездим, технологии, которые мы используем, – результат работы мозга. И вот мы подключаем к нему электронный нейрочип. Что может пойти не так?" – звучит вроде бы риторический вопрос.
Примерно все. Познания о головном мозге человека сегодня находятся на уровне познаний о мозге медузы: неведомые глубины, подводные камни. Да взять хотя бы идею создания резервных копий личности!
"Мне не нравится эта идея. Маск может загрузить свой мозг в 500 теслоботов, и у нас будет на 500 Илонов Масков больше", – ужасаются в Америке подобной перспективе.
Одного Маска и в самом деле на все не хватает. Его ракеты все еще взрываются.
Его Tesla с автопилотом все еще врезаются.
Чего, спрашивается, так торопиться еще и с нейрочипами? В дело вмешалась геополитика. В Пентагоне пытаются обогнать Китай по технологии управления оружием через нейросигналы.
Нервозности добавляет обстановка вокруг Тайваня. Вашингтон конфликт постоянно подогревает. И Маску, конечно, придется подстраиваться.
"Я бы сказал, что экономики Китая и Тайваня – как сиамские близнецы с западной экономикой с остальным миром. Разделение будет ужасным", — предсказывает предприниматель.
Впрочем, если Пентагон скажет, что очень надо, владелец Tesla и SpaceX, Neuralink и Twitter как обычно, ответит: есть. Не в первый раз. Кто не помнит историю с со спутниковыми терминалами Starlink, которые всушникам миллиардер сначала отключил за неуплату, но потом все вернул назад. Тем более, что для американского ВПК тема мозговых интерфейсов в приоритете еще с 2010 года.
Маску и его конкурентам в любом случае придется решать множество проблем. Массовая установка нейрокомпьютерных интерфейсов потребует большого числа нейрохирургов. А где их столько взять? А ведь есть еще трудности с биосовместимостью. Нужно найти место для чипов, сделать так, чтобы организм их не отторг, сделать так, чтобы они сами не вышли из строя. Неужели для расширения человеческого интеллекта и тут будут привлекать интеллект искусственный?
Опросы показывают, что американцы опасаются биотехнологий даже больше, чем ГМО. Маск и его единомышленники парируют: когда-то и лазерная коррекция зрения казалась фантастикой. Кто знает, может лет через двадцать чип в мозгу будет такой же рутинной вещью как кардиостимулятор?