Дорогой наш человек. Смотрим передачи об Алексее Баталове


Global Look Press

Его называли честью и совестью нашего кино. Картины, в которых он снимался, – "Дама с собачкой", "Дело Румянцева", "Летят журавли", "Москва слезам не верит" – становились культовыми. Его обожали партнеры и боготворили ученики. В 92-ю годовщину со дня рождения народного артиста СССР Алексея Баталова вспомнить, каким он был, помогут посвященные ему программы.

Такой искренней открытой улыбки, такого ясного взгляда не было ни у одного актера советского кино. Любимец нескольких поколений, он стал эталоном внутреннего благородства и легкокрылости таланта, а душевная чистота сделала Алексея Баталова по-настоящему народным и родным для миллионов людей в нашей стране и за ее пределами. Сегодня ему исполнилось бы 92 года. Предлагаем вам подборку программ о народном артисте СССР и с его участием.

Красивый, прекрасно сложенный, нездешне-благородный и романтичный, он был кумиром женщин, раскупавших открытки с его фотографиями. Интеллигентный и аристократичный, он, тем не менее, начинал в кино с ролей рабочих пареньков – и был в них невероятно достоверен. Жизненный путь и творчество артиста окидывает беглым, но острым взглядом Константин Карасик в своей программе "Легенды мирового кино":

Баталов родился в богемной семье: его отец, мать, тетя и дядя, двоюродная сестра и младший единоутробный брат были актерами, а вырастивший его отчим – драматургом и сценаристом. В детстве сказки ему рассказывал Зощенко, на прогулки водила Ахматова, рос он во дворе Московского художественного театра, а диплом театрального института ему подписала сама Книппер-Чехова. О том, кто еще из знаменитых творческих личностей был вхож в их дом, о родителях, обучении живописи, первом и втором браке и двух дочерях, о знакомстве Алексея Владимировича с Феллини, Мастроянни и Фальком вы узнаете из программы "Личное", которая снималась дома и на даче артиста, где он сам по английской книжке сложил камин.

"Мы жили за запертыми воротами производственного двора МХАТа, и счастьем было, когда кто-нибудь из взрослых выводил нас, четверых детей из семей персонала театра, на улицу Горького. Там были нормальные люди, которых я видел гораздо реже, чем людей с наклеенными бородами и намазанных гримом", – вспоминал о своем детстве Баталов в программе "Линия жизни". Отвечая на вопросы зрителей, он рассказал о впечатлениях, которые оставила в его сознании война, о дебюте на сцене в 15 лет во время эвакуации в Бугульму, об уходе из дома в первом романтическом порыве, о том, что все люди играют разные роли в жизни, как он относится к своему герою Гоше и титулу "секс-символ", какие женщины ему нравятся…

"Моя судьба сложилась так, что с самого начала благодаря семье, всем родственникам, огромному клану, который меня поддерживал, я как-то въехал в театр совершенно для себя незаметно, словно на чужих крыльях", – признавался актер в программе "Алексей Баталов. Благодарен судьбе". Он говорил, что даже перед камерой оставался театральным актером и всегда все делал так, как его учили еще во МХАТе. И лишь когда не смог уже совмещать съемки с игрой на сцене, окончательно "перебежал в кино". "В этой профессии все, что с вами случилось в жизни, даже самое ужасное, рано или поздно оказывается нужным", – был уверен артист и рассказал, как полученная в армии профессия шофера позволила ему получить роль в "Деле Румянцева", а когда во время съемок "Летят журавли" он разбил лицо и его сшил военный хирург, туда, в больницу, ему прислали сценарий фильма "Дорогой мой человек", прототипом героя которого был… тот самый врач!

Всему этому – и другим премудростям лицедейства – он учил своих студентов в ВГИКе, где начал преподавать в 1975 году, а с 1989 заведовал кафедрой актерского мастерства. Когда он набирал мастерскую, конкурс был 140 человек на место! Как среди толпы молодых людей, мечтающих освоить профессию, выбрать лучших, не пропустить талантливых? Уникальные кадры со вступительных прослушиваний – в выпуске программы "Острова". Это фильм-диалог известного актера и молодых людей, мечтающих достичь и превзойти, и рассказ Мастера о начале собственного творческого пути в диалоге со зрителями.

Почему в 1980-е и 90-е Баталов стал сниматься так редко, а потом и вовсе перестал, хотя предложения были? Не видел достойных, не хотел опускать планку? "Он же не может сыграть убийцу, киллера, любовника-злодея. У него другой состав крови", – говорил про друга Юрий Норштейн, у которого Баталов читал закадровый текст "Ежика в тумане". Мультипликатор называет голос артиста врачующим, растворяющим злобу. Сергей Соловьев в своей авторской программе "САС. Те, с которыми я...", рассказывает, какое впечатление на него лично и на многих других творческих людей, включая Пабло Пикассо, произвел фильм "Летят журавли", объясняет, кто такие "люди из трамвая" и подходит ли Баталов под это определение, анализирует другие ленты его фильмографии, вспоминает интересные факты из его жизни, в том числе отношения с Ахматовой, говорит о своем знакомстве с актером и называет роль Гурова в фильме "Дама с собачкой" одним из его главных артистических свершений.

Знаете ли вы, что Константин Ротов рисовал дядю Степу со своего зятя, начинающего актера Леши Баталова, который потом сыграл столь же положительные роли в нашем кино? А что в "Трех толстяках" артист сам прошел по канату на высоте четвертого этажа? В день своего 85-летия Алексей Владимирович дал на редкость откровенное интервью "О судьбе и боли" ведущему "Прямого эфира" Борису Корчевникову. Он говорил о смерти Ахматовой на руках его матери и о том, что в своей объемной фильмографии "настоящими" считает всего шесть фильмов. Поведал, какой "страшный киевский разврат" породил слухи о его неверности первой жене, "возбудившие" его тещу, о знакомстве с Гитаной и свадьбе через 10 лет после этого, о том, как супруга отреагировала на появление мужа, по его собственному определению, с "голым задом" в фильме "Москва слезам не верит", и кто получал в Америке "Оскар" за этот фильм. А главное – признался, что вся жизнь семьи строится вокруг младшей дочери Маши, которую ДЦП приковал к инвалидному креслу, и что намного больше своих успехов он гордится ее достижениями – например, книжкой сказок, которую иллюстрировал сам. Об отце рассказала и первая дочка Баталова Надя. А в студии запись комментировали коллеги, партнеры и ученики Баталова: Раиса Рязанова, Владимир Хотиненко, Любовь Толкалина, Тамара Семина, Инна Макарова, Николай Бурляев, Наталья Бондарчук.

Это интервью стало, по словам Корчевникова, "Прощальной исповедью" артиста: Баталов обещал прийти на программу в благодарность за поддержку в имущественных спорах, но не успел: 15 июня 2017 года его не стало. 16 июня в студии "Прямого эфира" собрались родные и близкие актера, друзья семьи и коллеги: единоутробный брат Баталова Михаил Ардов, народная артистка РФ и жена Бориса Ардова Людмила Дмитриева, Лариса Курдюмова, Евгений Герасимов, Виктория Лазич… Каждому из них было что вспомнить об ушедшем, причем об этом человеке, славившемся отменным чувством юмора, рассказывали и забавные истории.

В своем интервью Алексей Владимирович открыл главную формулу, которой он стремился придерживаться в жизни: "Постарайся, пожалуйста, быть человеком!" Сегодня эти слова звучат как завещание Мастера. А нам в наследство осталось несколько десятков фильмов с участием актера и любимые миллионами зрителей герои, тонко и интеллигентно сыгранные им.