Большая премьера на телеканале "Россия 1". 23 ноября в 21:20 – премьера многосерийной исторической драмы "Грозный". Судьба русского царя Ивана IV до сих пор волнует многих. Сложная и противоречивая личность русского государя окутана многочисленными мифами и домыслами. Как Иван IV превратился в Ивана Грозного?
"Как он говорит: "Лютый зверь во мне сидит, но одолеть не могу. Главное – чтобы не сделал Господь за мои прегрешения рабство страны моей. Он понимал, что совершает великий грех, но ничего не мог с собой поделать и мучался сильно, а на другой день – опять подозрение и бешеный огонь", – говорит народный артист России Сергей Маковецкий.
Иоанн Грозный. И таким его запомнят все! Невероятный Сергей Маковецкий отправляется в путешествие по сумеречным лабиринтам души первого русского царя.
Свою историю он расскажет сам, когда летом 1571 от Рождества Христова крымский хан Девлет Гирей сожжет Москву. Иван Васильевич обернется в счастливое прошлое, как задумал жениться и среди первых красавиц выбрал невесту Анастасию Захарьину-Юрьеву. Добродетели ее, словами Карамзина, – "целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным".
Молодой Иван – в неожиданном исполнении Александра Яценко. Его Анастасия – Татьяна Лялина. А вот и свадьба. Гости пируют: тут и стерлядка, и куропатка, яблоки моченые, огурцы соленые, капуста квашеная, ягоды – брусника, облепиха. Царю с царицей полагалось сидеть за пустым столом. Старинный обычай запрещал новобрачным есть с рассвета и до завершения пира.
Все детали церемонии – точно по старинному "свадебному чину". Праздничное облачение следует историческому крою и весит больше четырех килограммов. Тяжелая царская ноша.
Царь да бояре и в шелках узорных, и в мехах драгоценных, но даже для актеров массовки сшиты тысячи музейных копий костюмов и головных уборов. Чудеса грима – больше 400 пластических образов. Точность в мелочах – ну, не бывало у средневекового горожанина идеально чистых рук.
Деталей в большом кино не бывает, да и как такую роскошь назвать реквизитом. Резная мебель, иконы, лампады, расшитые золотом и бисером ткани. Невиданное музейное погружение в историю. Декорация царская, не иначе как вручную расписанная. Красота безупречного кадра.
"Очень приятно, когда есть желание и есть люди, которые готовы помочь. Это желание огромное многих людей было, чтобы проект был", – говорит Сергей Маковецкий.
Образованный и начитанный Иоанн – настоящий государственник: многократно прирастил территорию Русского царство.
"Он шел по пути, который никто не проходил. Регулярной армии не было до него. Он создал армию – набрал людей, которые конкретно занимались военной службой", – отметил Алексей Андрианов, режиссер фильма "Грозный".
"Победа русского оружия в битве при Молодях ничуть не уступает Куликовской битве или битве за Сталинград. Это была битва за независимость нашей страны", – сказала Екатерина Жукова, автор идеи и продюсер "Грозного".
Грозный – в нем свет и тьма, вера и неверие, любовь и ненависть. Смертью Анастасии заканчиваются счастливые дни Иоанна и России. Царь становится патологически мнительным. Кровавым расправам предшествуют страшные пиры. За столом – умопомрачительная артистическая компания.
В роли опричного воеводы Федора Басманова – Виктор Добронравов. Афанасия Вяземского сыграл Игорь Миркурбанов.
Песню к фильму записал Григорий Лепс, музыка – самого Эдуарда Артемьева.
"Музыка не может с царями состязаться. Когда перед тобой царь, можешь только сделать свое поклонение или отрицание, но не более того", – считает народный артист России, композитор Эдуард Артемьев.
"Я хотел хоть на йоту приблизиться к пониманию того, что мучало личность, которая знала пять языков", – вспоминает Сергей Маковецкий.
Противоречивый, спорный, неразгаданный. "Грозный" – еще один недостающий фрагмент нашей кинолетописи: от Софии и до Годунова. Большое историческое кино обещает подлинный и глубокий взгляд на царя и средневековую Русь.