Сегодня вечером на канале "Россия 1" состоится грандиозная премьера масштабной исторической саги "Грозный" – о жизни и эпохе одного из самых неоднозначных русских правителей, который первым нарек себя царем Всея Руси и сумел сделать страну крупнейшей мировой державой. В истории Иван IV навсегда остался Грозным – жестоким тираном, не знавшим милосердия и жалости. Кем же на самом деле был легендарный самодержец: беспощадным палачом, радикальным реформатором или мудрым просветителем? Чтобы составить психологический портрет человека, современные исследователи нередко обращаются к физиогномике – науке, определяющей тип и характер личности по чертам и выражению лица. Однако в случае с Грозным есть определенные сложности, ведь большинство портретных изображений царя имеют мало общего с реальностью. Почему нельзя судить об облике самого сурового правителя в истории Руси по его живописным воплощениям? С этим вопросом мы обратились к кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Отдела рукописей Государственного исторического музея Елене Ухановой. Далее в материале приводятся выдержки из нашей беседы со специалистом.
Приблизительная неточность
Ни один из известных до сих пор портретов царя не имел признаков достоверности. До недавнего времени исследователи признавали условно прижизненными лишь два изображения, а все остальные определяли как более поздние. Первое из них – ксилография Ганса Вейгеля старшего, напечатанная в Нюрнберге в 1563 году. Второе – гравюра из книги "Жизнь великого князя Ивана Васильевича", изданная в Витеберге в 1585 году. Оба этих портрета выполнялись со слов очевидцев, посещавших царские приемы, а сами художники Грозного никогда не видели. Представьте себе: человек попадал на посольский прием во дворце, на котором присутствовал царь. Допустим, через год он возвращался в свою страну и рассказывал художнику, как выглядит правитель. А мастер, как понял, так и рисовал, взяв за основу чужие впечатления. Разумеется, о достоверности здесь речи быть не может, тем более – о научной физиогномической ценности.
Подлинник или подделка?
Широкую известность получила парсуна, которая сейчас хранится в Копенгагене и датируется 30-ми годами XVII века. Среди исследователей ведутся постоянные дискуссии вокруг этой работы. На ее обороте есть надпись на латыни о том, что она была подарена царем Феодором Алексеевичем датскому послу Фридриху фон Габелю в 1677 году. Однако ряд специалистов сомневаются в подлинности портрета и, основываясь на анализе стиля, отдельных приемов письма и некоторых технологических признаков, считают его лишь стилизацией или даже подделкой конца XIX – начала XX веков.
Уникальная находка: прижизненный портрет царя
Широко известно, что именно Иван Грозный был инициатором развития книгопечатания на Руси, и в собрании Государственного исторического музея хранится единственный экземпляр первопечатного "Апостола" Ивана Федорова 1564 года с прижизненным изображением царя на верхней крышке переплета. Со временем портрет был практически утрачен – восстановить черты правителя удалось лишь совместно со специалистами Института космических исследований РАН – при помощи метода мультиспектральной макросъемки.
Сомнений в безусловном портретном сходстве никаких, ведь Иван Грозный был покровителем Ивана Федорова, он же финансировал первые типографии, и, конечно, изображение царя на подносном экземпляре должно было соответствовать масштабу его личности. Мастер, которого, скорее всего, привлекли из Оружейной палаты, не мог его не видеть. Представляете, подарить государю портрет, который на него не похож? Это был бы еще больший позор, чем просто вручить ему книгу без переплета.
Если сравнивать это изображение Грозного с реконструкцией выдающегося антрополога Михаила Герасимова, которую он создал на основе изучения черепа правителя, обнаруживается несомненное сходство. Хочу обратить внимание на одну деталь портрета: рисунок левого глаза заметно отличается от рисунка правого – кажется, что левый глаз имеет другую форму и несколько прикрыт. Конечно, можно было бы списать это на сохранность тиснения и несовершенство визуализации. Однако, согласно воспоминаниям одного из иностранцев, приглашенных на прием к Грозному, лицо царя действительно имело значительную асимметрию – в частности, левый глаз имел некоторый дефект и был больше правого. Так что можно с уверенностью считать этот портрет единственным подлинным прижизненным изображением правителя.
Об использовании исторических личностей в кино
Конечно, я считаю, что такие фильмы необходимы. При этом в них важна не только достоверность в изложении фактов или изображении эпохи, но и эмоциональная, эстетическая составляющая. Кино, как и любое произведение искусства, прежде всего, должно давать нам повод для размышления о добре и зле, о судьбах людей и целых государств. В случае с историческими фильмами принципиальное значение имеет и образовательная функция. К примеру, прочитал что-то школьник в учебнике, и даже если он что-то запомнил, то к концу года обязательно забудет. А вот если ученик посмотрел кино и смог понять суть происходящего, разумеется, это останется в памяти. Та эмоциональная составляющая кинематографа, которая накладывается на сухой исторический материал, помогает запоминать сюжеты лучше. И если фильм действительно соответствует исторической правде, он поможет сделать население нашей страны чуть более грамотным.
В масштабной исторической саге "Грозный" на роль царя пригласили сразу двух актеров – Сергея Маковецкого и Александра Яценко. Насколько достоверно им удалось воссоздать образ легендарного правителя – судить вам. Не пропустите грандиозную премьеру 23 ноября, в 21:20, в эфире телеканала "Россия 1".
Александра Мартынова, Вести.Ru.
Генеральный спонсор – Банк ВТБ (ПАО).