"Трудно оставаться человеком" – 75 лет Геннадию Хазанову

Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов
Вадим Шульц


Global Look Press

Геннадий Хазанов
Невозможно поверить, что когда-то Геннадия Хазанова не приняли ни в один театральный вуз. Сегодня он – знаменитый артист эстрады, театра, кино и телевидения. Ему подвластны любые жанры: от пародии и клоунады до мюзикла и драмы. 1 декабря Геннадию Хазанову исполняется 75 лет. Смотрим лучшие номера и передачи с участием мастера.

"Актерская профессия чрезвычайно несвободная. Она не только зависит от литературного материала, режиссера, стечения обстоятельств. Она, прежде всего, зависит от абсолютно безжалостного компонента, коим является зритель", – убежден знаменитый артист эстрады, актер театра и кино Геннадий Хазанов. Такое понимание профессии пришло к нему не сразу – в юности в мечтах об успехе и славе он по очереди штурмовал все известные театральные вузы, но везде получил отказ, причем в одном из них – с формулировкой: "Нет юмора и темперамента". Впрочем, Хазанова это не остановило: если уж он ставит перед собой цель, то непременно ее достигает. 1 декабря мастер сцены отмечает 75-летие, и мы решили пересмотреть самые яркие выступления и передачи канала "Россия 1" с его участием.

В детстве он хотел стать артистом балета и танцевать на сцене Большого театра. Но увидев однажды по телевизору выступление Аркадия Райкина, мгновенно забыл о хореографии. Познакомиться с гениальным артистом стало навязчивой идеей, и в день своего 15-летия, 1 декабря 1960 года, Хазанов сбежал с уроков, чтобы отправиться навстречу своей мечте – в Московский дом художественной самодеятельности. После мероприятия юноша подошел к Райкину и попросил у него билет на спектакль. Устремления молодого человека увенчались успехом: артист оставил ему свой персональный номер телефона в гостинице, которым Геннадий позже воспользовался на глазах у изумленных педагогов, позвонив знаменитому актеру прямо из учительской.

После девятого класса Хазанов решил забрать документы и пойти работать слесарем на завод, чтобы параллельно учиться в вечерней школе рабочей молодежи. Его мотивация была довольно проста. "Школы переводили в то время на одиннадцатилетки, а я подумал: что человечество будет ждать год этой встречи? Я не могу так подвести планету", – пояснил Хазанов в беседе с Борисом Корчевниковым в студии программы "Судьба человека".

Все это время он продолжал грезить об актерстве. После первого провала не отчаялся и решил попробовать поступить в театральный на следующий год. Тогда же познакомился с Александром Ширвиндтом, который проводил консультации со своими студентами. "Я тебя могу на третий тур пустить сразу, тебя все равно не примут. Ты знаешь, в советском театральном репертуаре для тебя ролей нет. Есть такое в Москве училище циркового и эстрадного искусства. Ты пойди туда", – посоветовал Ширвиндт. Геннадий так и сделал, однако и эта крепость сдалась не с первой попытки.

По окончании вуза Хазанов два года работал конферансье в оркестре Леонида Утесова. Это послужило для молодого артиста эстрады хорошей школой, а сам Утесов даже стал шафером на его свадьбе. В программе "Семейный альбом" Геннадий Викторович вспомнил, как в ЗАГСе регистратор брака не могла оторвать от Утесова взгляд, а в завершении торжественной церемонии заявила ему: "Давно вы у нас не были, заходите почаще". Позже, во время празднования, знаменитый артист от души похвалил фаршированную рыбу, собственноручно приготовленную женой Хазанова – Златой. Такой комплимент действительно дорогого стоил, ведь мэтр знал в этом толк. Со Златой они вместе уже почти 50 лет – в этом году супруги отпразднуют золотую свадьбу. Их дочь Алиса тоже стала актрисой, несмотря на то, что Геннадий Викторович поначалу был резко против ее выбора.

Он уже был дедушкой двух прекрасных внучек, когда впервые узнал, что несколько лет проживал в одном доме с собственным отцом, скрывавшим себя до самых последних дней – мать с младенчества растила его одна. Хазанову действительно удалось всего добиться самому: к нему пришли успех и зрительская любовь, вот только с возрастом он стал осознавать, что не это главное в жизни. "Мне кажется, я к старости стал лучше. Наверное, я был совсем невыносимый – очень хотел успеха, славы, считал, что без этого нельзя прожить. Это чушь. Гораздо труднее остаться человеком", – считает артист.

Кажется, Хазанову подвластны любые жанры: еще работая в Москонцерте, он пробовал себя и в пародии, и в клоунаде. Позже его стали приглашать на озвучание мультфильмов – голосом актера говорят любимые с детства герои "Кота Леопольда", "Ну, погоди!" и "Возвращения блудного попугая". На театральной сцене, вопреки всем стереотипам, ему доверяли не только комические, но и драматические роли, да и в кино Хазанову удавалось всякий раз перевоплощаться в самых неожиданных персонажей.

И все же прославил его жанр разговорный – специально для Хазанова писали монологи лучшие авторы-сатирики: Лион Измайлов, Семен Альтов, Аркадий Хайт, Марьян Беленький, Виктор Шендерович. После номера про кулинарный техникум он, что называется, проснулся знаменитым, но, тем не менее, не стал надолго задерживаться в образе вечного студента. Некоторые эпизоды из фильмов с Хазановым и фрагменты его прошлых концертов – в программе "Повторение пройденного".

Совершенно новую ипостась открыл для себя Хазанов, оказавшись в кресле художественного руководителя Театра Эстрады. Выяснилось, что, помимо актерского дарования, он обладает настоящим талантом администратора, способного вдохнуть новую жизнь в ставшую привычной сценическую рутину. Он и сейчас не останавливается в творческих поисках. В мюзикле Игоря Крутого по мотивам знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева" Хазанов даже решился прочесть речитатив. В дуэте с Кларой Новиковой он продемонстрировал не только музыкальные способности, но и прекрасную хореографическую подготовку.

В профессии он не терпит нарциссизма, который, по его мнению, присущ большинству артистов. В дружбе ценит честность и отзывчивость. Говорит, что непременно отвечает на любое сообщение или телеграмму – особенно в день своего рождения. При этом – вслед за героем своего знаменитого монолога "Попугай", страдавшего чрезмерной болтливостью, – Хазанов сознательно приучает себя к тому, что в определенные моменты лучше вообще ничего не говорить. Кстати, по собственному признанию Геннадия Викторовича, сегодня он не испытывает восторга от этого номера. Он вообще старается всегда объективно оценивать не себя, а артиста на сцене, а еще бывает очень откровенным в высказываниях. Говорит: "Если бы мне предложили родиться еще раз и прожить жизнь заново, я бы ответил: "Можно мне подумать?" Чтобы сразу не сказать: "Не вижу смысла".