Автор музыки к десяткам любимых фильмов Александр Зацепин, без кого невозможно представить отечественное кино, сегодня празднует 95-летие. "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию" имели ошеломительный успех, в том числе благодаря мелодиям Зацепина.
Неиссякаемая изобретательность, любознательность, желание познать все – композитор Александр Зацепин таким был всегда. И когда пошел в армию (а это было в 1945 году накануне Победы), он уже разбирался в химии, радиотехнике, механике и киномеханике. На фронт его решили не отправлять.
"Что такое армия 1945 года? Это же вот-вот победа на носу. Кто знал, когда победа будет, может 9 мая, а может в сентябре, а может быть еще что-то произойдет", – вспоминает народный артист России Александр Зацепин.
Считается, что музыка Зацепина началась с гайдаевского Шурика в "Операции Ы". Но за 7 лет до этого, в 1957 году, выходит казахский музыкальный фильм "Наш милый доктор".
"Мне повезло, конечно. И там была песня "Надо мной небо синее, облака лебединые…" – она как-то в общем пошла", – рассказывает Александр Зацепин.
Но напевать мелодии Зацепина повсюду стали, конечно, после знакомства композитора с режиссером Леонидом Гайдаем, который к зацепинским придумкам отнесся сначала с подозрением: как это не по сценарию?
"Актер Смирнов бегал с копьем через костер, черный, почернел. Я сделал самбу такую. И меня спросил Гайдай: а почему не сделал галоп? А потом уже полное доверие мне было", – говорит Александр Зацепин.
Зритель, конечно, и не знал, что звук колокола – это колокольчик с одесской барахолки, замедленный на магнитофоне в 8 раз, что музыка наоборот ускорена вдвое, что Шурик и Лида шагают под охотничий манок на утку. А в каждой новой комедии сначала ненавязчиво звучит "затравка" – основная мелодия, которая словно готовит зрителя к главным песням – и "Кавказской пленнице", и в "Бриллиантовой руке", и в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Позже в картине "31 июня" было уже 16 музыкальных номеров!
О профессиональной студии Зацепина в обычной квартире слагали легенды. Здесь зарождались песни "той женщины, которая поет". А в фильме "Душа" Александр Сергеевич играет самого себя – в студии за пультом.
Мы слышим космос в мультике "Тайна третей планеты" и суету на съемочной площадке мультфильма "Фильм, фильм, фильм". И знаем, что "есть только миг между прошлым и будущим", во многом благодаря ему, маэстро. Наверное, в каждом виде искусства должен быть свой Александр Сергеич.