Неизвестные военно-воздушные: самые интересные фильмы ко Дню ВВС


ГТРК "Кубань"


ГТРК "Воронеж"


ГТРК "Воронеж"


GLP

О том, где учат на военных пилотов, о гениальных авиаконструкторах, малоизвестных воздушных сражениях и наших героических летчиках рассказывают документальные фильмы, которые мы предлагаем вам посмотреть в День Воздушно-космических сил России, который отмечается 12 августа. Только уникальные кадры, недавно рассекреченная информация и новые данные!

12 августа считается началом создания военной авиации России: в этот день 1912 года приказом по Военному ведомству вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генштаба. С 2006 года указом президента Путина 12 августа отмечается как День Военно-воздушных сил. История российских ВВС полна героических страниц. Об одних событиях и подвигах наших асов хорошо известно, о других – почти ничего. Мы предлагаем вам подборку документальных лент, которые восполняют пробелы.

О "советском" периоде знаменитой Качинской авиашколы широкому зрителю, как правило, известно, а вот о том, что она была создана еще до революции, помнят лишь специалисты. Основанная в 1910 году, Кача стала единственным высшим военным авиаучилищем в Российской империи. Здесь готовили будущих асов Первой мировой – а многие выпускники школы впоследствии учили покорять небо уже советских авиаторов. Драматичные перипетии первых лет существования Качинской авиашколы – в фильме "Небесная Кача":

В том же 1910-м пилот Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Он погиб 24 сентября на празднике воздухоплавания в Петербурге. Его друг был так поражен этой трагедией, что решил создать индивидуальное средство спасения летчиков. Сегодня парашютами пользуются повсеместно, но немногие знают, что их изобретателем стал… актер! О нем – лента "Глеб Котельников. Стропа жизни":

Вообще, значение техники в ВВС трудно переоценить. Авиастроение и оснащение боевых машин – это всегда передний край науки. Имена талантливейших наших изобретателей и конструкторов известны всей планете. Об авторе дореволюционных гигантов "Русский Витязь" и "Илья Муромец", не пригодившемся большевикам, смотрите фильм "Игорь Сикорский. Чертежи судьбы" . О том, что создатель "Тушек" делал не только пассажирские самолеты, – картину "Андрей Туполев". О Николае Поликарпове и его легендарном ПО-2 – главу "Центробежная сила" цикла "Век полета: виражи и судьбы", а о самом секретном авиационном КБ России, его роли в спасении военной авиации в нашей стране в начале 1990-х и его лучших в мире "Сушках" – в ленте "Сухой". Выбор цели".

Но многим ли известно имя Роберто Ороса ди Бартини? Загадочный итальянский дворянин появился в Москве в середине 1920-х. Его, секретного сотрудника советской разведки, считали прототипом Воланда, человеком итальянской мафии и даже инопланетянином. Советские же авиаконструкторы признавали в нем уникального разработчика. В 1937 Бартини был репрессирован и должен был быть расстрелян, но ему повезло: десять лет он работал в заключении и стал "Гением из "шарашки". Его учениками считали себя Сергей Королев, создатель амфибии Бе-200 Геннадий Панатов, соавтор истребителей Су-27 Михаил Симонов. Его идеи работают до сих пор, но сам он уверял, что оценить их смогут нескоро и завещал запаять свои бумаги в цинковый ящик и вскрыть его только в 2197 году...

В 1988 году Пентагон презентовал штурмовик F-117A, созданный по технологии, которая будет названа Stealth. В США внимательно следили за научными публикациями в нашей печати. Не пропустили там и вышедшую в 1962 году в издательстве "Советское радио" тиражом в 6500 экземпляров книгу со скучным научным названием, за которым скрывалась сенсация. Молодой ученый Петр Уфимцев разработал теорию, позволявшую создать самолет, необычная форма которого сделает его… невидимым! Но военное руководство СССР посчитало, что строительство самолетов по этой теории нецелесообразно и станет тупиковой ветвью развития военной авиации. Вскоре эта "тупиковая ветвь" расцвела за рубежом. О том, как это было, снят фильм "Стелс. Погоня за невидимкой":

1952 год, Корея. Советские и американские истребители бьются за небо над 38-й параллелью. Перевес американцам обеспечило новейшее электронное оборудование. По личному распоряжению Сталина некий лейтенант Вадим Мацкевич срочно доставляет в Корею прибор размером с пачку папирос. Вскоре на всех наших МиГах стоит таинственная коробочка, позволяющая советским асам выигрывать воздушные бои. Мацкевич повышен через звание и награжден орденом Красной Звезды. Но однажды, возвращаясь с очередного задания, пилоты заявили: прибор не работает!.. Что было дальше, узнаете из фильма "Как один лейтенант войну остановил", в котором принимает участие сам создатель секретного изобретения и использовавшие его летчики:

Впрочем, основную проверку на прочность наши ВВС прошли, разумеется, во время Второй мировой войны. ...В учебниках истории эта операция упоминается одной строкой, ее порой не помнят даже ветераны. В августе 1941-го, когда над Ленинградом нависла смертельная опасность и фашисты рвались к Москве, над Берлином появились советские бомбардировщики. Наши летчики осуществляли немыслимые по риску и героизму вылеты. Какова была цена этого героизма? Почему подробности уникальных полетов неизвестны? Почему их участники не популярны в народе так же, как Гастелло и Талалихин? Ответы на эти вопросы ищут авторы фильма "Крылья над Берлином. Забытая операция":

Крупнейшими воздушными битвами Второй мировой войны считают атаку люфтваффе на Англию и дуэль американской и японской авиации над Тихим океаном. Но самое большое количество самолетов в истории сражалось весной и летом 1943 года в небе над Кубанью – Крымском и Мысхако, то есть над знаменитой Малой Землей. После этого наше господство в воздухе стало бесспорным и сохранилось до конца войны. Так что эту схватку можно назвать воздушной Курской дугой. С той разницей, что о битве воздушной мы знаем гораздо меньше, чем о танковой. Несправедливость исправит лента "Чистая победа. Величайшее воздушное сражение в истории":

1 сентября 1942 года генерал де Голль подписал приказ о формировании добровольческой истребительной авиационной группы для сражений на советско-германском фронте. Эскадрилья "Нормандия" была позже преобразована в полк, получивший имя "Нормандия-Неман". О нем расскажет в 1960 году другой советско-французский проект – одноименный кинофильм Жана Древиля. Картина получилась отличная, но политические реалии того времени о многом не позволили рассказать. Подлинную историю полка его ветераны раскрывают в документальном фильме "Нормандия – Неман. В небесах мы летали одних...":

Ни самая передовая техника, ни тщательно продуманные стратегия и тактика не позволили бы добиться побед в воздушных схватках, если бы за штурвалами наших самолетов не сидели мужественные и бесстрашные люди – такие, например, как Николай Гастелло. Всем известно, что 26 июня 1941 года его бомбардировщик атаковал вражескую механизированную колонну, был подбит, загорелся, и капитан направил пылающую машину в наземную цель. Все члены экипажа – лейтенанты Бурденюк и Скоробогатого и старший сержант Калинин – погибли. Местные жители похоронили их на месте трагедии. Через 10 лет останки решили торжественно перезахоронить. Но в братской могиле обнаружили… планшетку пилота с документами капитана Маслова и медальон стрелка-радиста Реутова, никогда не летавших с Гастелло. В том, кто же на самом деле совершил знаменитый подвиг, пытаются разобраться авторы ленты "Смертельный таран. Правда о Николае Гастелло":

После начала "перестройки" многие мифы советской эпохи были развенчаны. Это попытались сделать и с героическим ореолом вокруг имени Алексея Маресьева – летчика-истребителя, потерявший обе ноги, но вернувшегося в авиацию, – о котором написана "Повесть о настоящем человеке" и снят одноименный художественный фильм. Но его военные подвиги, равно как и вся послевоенная деятельность, оказались действительно настоящими. Об их малоизвестных деталях, а также о других летчиках, летавших без ног, рассказывает фильм "Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека":

Напомним, кстати, что на недавнем авиасалоне МАКС-2021 состоялась презентация нового фильма Рената Давлетьярова "Летчик", посвященного этому подвигу. "Нам было важно не просто пересказать всем известную историю Алексея Маресьева, а создать собирательный образ героев авиации, которые продолжили летать и сражаться после ампутации ног. Всего было девять человек, и их имена мы вспоминаем в конце фильма", – рассказали авторы картины, которая выйдет на экраны 4 ноября. Ее полноправным действующим лицом стал штурмовик "Ил-2", подлинный образец которого времен Великой Отечественной войны был использован для съемок сцен воздушных боев. Пилотировавший его во время Великой Отечественной войны летчик перед смертью сообщил сыну, где посадил на лед поврежденный самолет. Уникальную возможность в реальном времени проследить, как его поднимали со дна озера, дарят зрителям руководитель проекта "Крылатая память победы" Борис Осятинский и авторы документальной ленты "Последний штурмовик":

Еще одна легенда Великой Отечественной – "ночные ведьмы": так немцы называли летчиц 588-го (позже – 46-го гвардейского) ночного бомбардировочного женского авиаполка в составе ВВС СССР , сформированного в октябре 1941 года. На своих деревянных "У-2" они почти бесшумно появлялись из тьмы над вражескими позициями и вызывали у фашистов мистический ужас. В наши дни подготовкой профессиональных военных летчиц занялось Краснодарское высшее военное авиационное училище (об этом – фильм "На крыло"). А в ленте "Ночная ведьма"... Ее муж и сыновья..." об уникальном подразделении, созданном Мариной Расковой, а также о собственной судьбе рассказывает начальник штаба Таманского полка, профессор физфака МГУ Ирина Ракобольская:

28 июля 1942 года Сталин подписал знаменитый приказ №227 "Ни шагу назад", который предусматривал формирование штрафных подразделений из "провинившихся в нарушении дисциплины по трусости": их надлежало поставить "на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины". В приказе упоминались и штрафные авиаэскадрильи. Однако их принципы формирования и задачи оказались совершенно иными, чем в наземных частях. До недавнего времени вся информация об этом была засекречена. Фильм "Сталинские соколы. Крылатый штрафбат" рассказывает, кто и зачем создавал штрафные эскадрильи, как они повлияли на ход войны и что происходило с попавшими в них летчиками:

Однако не всем "провинившимся" было позволено пролить кровь за Отчизну даже в штрафбатах. Фильм "Генерал Дуглас. Прерванный полет" – о советских летчиках, которые в 1939 году защищали небо Мадрида и которым не дали защитить небо родной Москвы. В те самые дни, когда немцы рвались к столице, когда именно таких пилотов и таких опытнейших военачальников остро не хватало фронту, их расстреляли в Куйбышеве без суда и следствия:

И, конечно, список советских героев-летчиков был бы неполным без имени Валерия Чкалова. Он пришел в авиацию в 1924 году (Краснознаменная истребительная эскадрилья), стал автором невиданных фигур высшего пилотажа и погиб в 1938 году при испытаниях истребителя И-180. Его официальный портрет рисуют документальный фильм 1983 года "В небе и на земле. Десять лет из жизни Валерия Чкалова" и художественная лента "Валерий Чкалов". Самым известным подвигом Чкалова стал перелет из Москвы в американский Ванкувер через Северный полюс. О жестокой и нечестной борьбе за этот перелет снят фильм "Полярный гамбит. Драма в тени легенды". Чкалов убеждал Сталина, что только он готов к такому перелету, а его конкуренты Сигизмунд Леваневский и Михаил Громов сделать этого не могут. Громов добился от Сталина права лететь одновременно с Чкаловым. Оба самолета стояли рядом в ангаре Щелковского аэродрома. Накануне старта обнаружилось, что двигатель с самолета Громова снят и переставлен на самолет Чкалова...

Чкалов полетел один, но рекорда дальности не поставил. Через три недели это сделал Громов, добравшись из советской столицы через макушку планеты аж до Калифорнии. Опыт пригодился уже через несколько лет – в 41-м, во время бомбежек Берлина. Современная дальняя авиация с ее стратегическими бомбардировщиками – совершенно особое подразделение российских ВВС. Почему эти машины – единственные, кого по-настоящему боятся в Америке? Почему этим самолетам не страшны системы ПРО? Об этом и о неизвестных подвигах пилотов, которые сутками находятся в полетах через Арктику и Бермудский треугольник, впервые рассказал фильм "Бэкфайр", "Бьюти" и другие. Сто лет дальней авиации":

В 2015 году в результате объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны был сформирован новый вид вооруженных сил нашей страны, и 12 августа с тех пор отмечается как День Воздушно-космических сил России. Документальным лентам о покорителях космоса посвящена отдельная подборка на платформе "Смотрим".