Режиссер-перфекционист, чьи фильмы всегда вызывают и восторги, и споры: Алексею Учителю сегодня 70. Его "Матильда", "Прогулка", "Космос как предчувствие", "Дневник его жены" – ярчайшие ленты российского кинематографа. Юбиляра поздравил Владимир Путин, отметив, что все его фильмы становятся событием культурной жизни страны.
Кинокарьера Алексея Учителя была предопределена с рождения: отец – фронтовой оператор, а после войны снял более полусотни документальных фильмов. От отца Алексей Ефимович унаследовал скрупулезный подход к кадру и достоверность всего на съемочной площадке.
Фильм "Прогулка" родился из брошенной Авдотьей Смирновой фразы "Здорово, если трое шли бы по Питеру полтора часа в реальном времени". "Я за это ухватился, как не знаю за что", – признается постановщик.
А потом был другой разговор – и Петр Фоменко пробурчал Алексею Учителю: "Следующим летом снимай хоть весь театр". Он и снял.
"Он просто верил мне, и все. Я говорила: "Я же не умею, я никогда в жизни в кино не снималась, я не понимаю, как это происходит", – вспоминает, как отмахнулся от ее страхов Учитель, дебютировавшая в "Прогулке" Ирина Пегова.
Он зажигает звезды. Главным героем истории считает Гагарина. Но его космос – всегда предчувствие. А фильм накануне юбилея – снова на больших экранах.
"Алексей Ефимович – перфекционист до занудства. Но это хорошо", – смеется актриса Елена Лядова, также стартовавшая в кино у Учителя.
"На четвертом дубле он говорит "здорово", на шестом дубле он плачет. На девятом он говорит "Нет, ребят, чего-то мы подустали", а после 18-го – "Ну, ладно, потом переснимем", – приводит пример Евгений Цыганов.
"У меня на фильме "Космос как предчувствие" была стерта пятая точка. Стерта прямо до мозоли. Мой герой ездит на велосипеде. Я думал – ну, круто! Велосипед-то не выдержал, а я как-то выжил", – делится своими впечатлениями от работы с Учителем Евгений Миронов.
Атмосфера – суть творчества. Невозможность фальши – из документального прошлого. Он собирался снимать фильм об Ольге Спесивцевой, но балерина умерла. Учитель стал режиссером "Мании Жизели".
"Документальное кино – это когда ты следишь и потом конструируешь. А здесь ты жизнь конструируешь мгновенно – на площадке. Причем от тебя зависит все: ты можешь погубить героя, а можешь оживить", – объясняет разницу режиссер.
Погубить его фильмы пытались не раз. И будто бы снимал о любви последнего императора, а поляризовал общество "Матильдой". Недавний "Цой" снова всколыхнул волну недовольства.
"Претензия была: почему назван "Цой", а Цоя самого нет. Или там сын мне, еще читая сценарий, говорил: "Ну, как это – папа в гробу все время?" Но фильм о более общем: какими мы становимся, когда теряем что-то ценное в жизни", – говорит Учитель.
В 87-м он задумал документалку про рок-музыкантов и начал с самого несговорчивого – Виктора Цоя. Пришел в кочегарку и предложил: мы снимаем сутки, вы смотрите материал и решаете – быть или не быть.
"И потом они всей группой пришли на студию, сели в директорский зал, молча вышли – мрачно так же. Я говорю: "Виктор, ну что, скажите? Не нравится?" – "Нормально". И вот это "нормально" послужило мне пропуском во все сферы", – рассказывает Мастер.
С тех пор в жизни Алексея Учителя все и определяет Рок. Так и студия называется. И на судьбу режиссер полагается снова, затевая фильм о Шостаковиче.
Полина Ермолаева, "Вести"