Ответ на вопрос, что происходит с современной Америкой, есть у режиссера и сценариста Оливера Стоуна. 15 сентября ему исполнилось 75 лет.
В возрасте Оливера Стоуна обычно садятся за мемуары, а он продолжает учиться. Учит историю, о которой не принято рассказывать в американских школах и о которой не пишут газеты. В его фильмах, книгах, сценариях – неприятная правда о прошлом своей страны.
"Нужно понимать: я люблю свою страну, я служу своей стране, и я верю, что Америка может нести свет и добро всему миру. И во многих случаях так и было. Я со школы не люблю хулиганов. Хулиган указывает людям, что им делать, давит на них. А именно этим США и занимаются еще со времен Второй мировой", – отмечает Стоун.
Свой первый режиссерский "Оскар" Оливер Стоун получал за фильм про Вьетнам.
За войну во Вьетнаме у него уже были и "Бронзовая звезда", и "Пурпурное сердце", и два ранения. На той церемонии в нем говорила не икона кинематографа, а ветеран. Стоун не жюри благодарил за награду, а страну предостерегал от ошибок: "Я думаю, этой наградой вы хотите сказать, что это никогда, никогда в нашей жизни не должно повториться".
А если это произойдет, значит, американские парни погибли во Вьетнаме зря, потому что Америка ничему не научилась во время войны во Вьетнаме. И потом были эти бесконечные войны в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии.
"Мы ничему не научились. Ничему. Мы живем в ложном ощущении мира, при этом каждый гражданин платит налоги, которыми оплачиваются войны во Вьетнаме, Корее, Ираке, Афганистане, и конца этому не видно. Почему они не могут остановиться? Потому что на кону очень много денег. Сделки и деньги – все дело в них. Нам постоянно нужен враг, и мы создаем эту фальшивую среду через СМИ. Я всю жизнь это наблюдаю: ложь ради денег. Мы живем во лжи", – с горечью констатирует режиссер.
Его правда не по вкусу ни Голливуду, ни спонсорам – последние фильмы Стоуна сняты на европейские деньги. В ленту про Сноудена вложились немцы и французы. Американский бизнес не подписался под историей о беглом разведчике и глобальной слежке.
"После терактов 11 сентября они решили: "А почему бы не прослушивать всю страну?" И начали прослушивать. И мы смирились. Поэтому я и снял фильм "Сноуден" – меня это бесит. У моих фильмов в Европе больше успеха, чем в США. В Америке снимают много хорошего кино, но после 2001 года появилась масса табуированных тем: американские военные, внешняя политика, ЦРУ, спецслужбы", – откровенно рассказывает Стоун.
Он мог открыть для себя другую Америку – студент престижнейшего Йельского университета, однокурсник Буша-младшего. А еще бунтарь. Стоун бросает все, чтобы уйти рядовым во Вьетнам – не пропустить войну своего поколения, боль от которой пройдет через многие ленты.
В кино он будет и мстить: кокаину – за годы зависимости.
В 1991-м, как и многих на Западе, Стоуна пьянят новости из Москвы. Советского Союза больше нет.
– Что вы думаете, оглядываясь назад? – задает вопрос корреспондент.
– Это упущенная возможность. Соединенные Штаты могли бы стать партнером России, но из-за денег этого не произошло. На Уолл-стрит решили, что Россию надо захватить, завладеть бизнесом. Появились все эти олигархи. Путин стал этому противостоять, защищать страну, и если бы не он, Россия была бы уничтожена, превратилась бы в вассала Америки, – отвечает режиссер.
Расспрашивал Владимира Путина Оливер Стоун два года. Его многосерийный фильм-интервью с президентом России вышел в США под слоганом "Знай своего врага".
– У вас перед глазами приходят и уходят премьер-министры И внезапно вы становитесь исполняющим обязанности премьер-министра. Что было тогда? – спрашивает Стоун.
– Я не знаю, почему Ельцин остановил свой выбор именно на мне, – признается президент России.
Про свое творчество Стоун говорит: оно не ради денег и не ради наград. Трижды "оскароносный", на пополнение в коллекции статуэток не рассчитывает. Киноакадемия теперь номинирует только те фильмы, где каждый третий актер – гей или лесбиянка, а в главной роли – непременно представитель расовых меньшинств.
– Вы бы смогли снять такой фильм? – задает вопрос журналист.
– Нет, не мог бы. Я не верю в подобные формулы. Это творческая индустрия, – категоричен режиссер.
И все-таки в игровое кино Стоун возвращается. После почти десятилетнего перерыва режиссер начнет работу над новым художественным фильмом.