Миниатюрная красавица Алтынай с пронзительным взглядом — это семнадцатилетняя Наталья Аринбасарова. Роль девушки из киргизского аула — и фильм, который стал трамплином не только в карьере актрисы, но и Андрея Кончаловского: лента "Первый учитель" была дебютом для обоих. Главную героиню молодой режиссер неожиданно решил искать в хореографическом училище Большого театра. И нашел. Там как раз и училась Аринбасарова, которая собиралась стать балериной. Но судьба подготовила совсем другой сценарий.
"Видно, моя непосредственность ему понравилась и он говорит: "Мы будем с тобой репетировать". Ну как репетировать, дали мне прочитать сценарий, я ужаснулась, какая роль тяжелая и трудная. Все время там ее бьют, и нужно плакать. Написано "крупный план", и я думаю: как же это так, мне поставят камеру и я должна на крупном плане плакать", – рассказала заслуженная артистка РСФСР.
Роль трогательной Алтынай принесла Наталье Аринбасаровой мировую славу. Начинающую советскую балерину без актерского образования признали лучшей актрисой на Международном Венецианском кинофестивале. Выбор был сделан. Кино и только кино.
"Там было четыре претендентки: Джейн Фонда, Джули Кристи, Ингрид Тулин, – великие актрисы все, а у меня это была первая роль", – вспоминает Аринбасарова.
С тех пор сыграно больше семидесяти ролей. А пятилетний творческий и семейный союз Аринбасаровой и Кончаловского подарил зрителями другую киногероиню – Маншук Маметову, сценарий режиссер специально писал под актрису. Невероятно сильная история о первой казахской женщине, которая стала Героем Советского Союза.
"Вообще моя любимая роль – это пулеметчица, героиня "Песни о Маншук", потому что я помню, что этот фильм произвел на меня очень сильное впечатление, когда я был маленький. Я разрыдался", – рассказывает Егор Кончаловский.
Полная самоотдача на сложнейших съемках на натуре. Например, пулемет, который Аринбасарова тащила за собой, весил больше нее. Утонченная внешне, стальная внутри. Наталья Аринбасарова снимается безостановочно. Судьба благосклонна, а актриса невероятно трудолюбива. На смену героическим героиням пришли мистические.
"Для меня магия всегда была в том, что я за свою жизнь могу прожить множество жизней. Вот в этом волшебство кино", – считает Наталья Аринбасарова.
Анна Щербакова, Павел Мейер, Вести.