Режиссер с особым восприятием жизни и чувством времени – так характеризуют народного артиста России Владимира Хотиненко. 20 января знаменитый российский кинематографист и педагог отмечает 70-летие.
"Простой алтайский паренек"
Хотя Хотиненко не очень любит это выражение, он действительно был "простым алтайским пареньком". Родился в обычной советской семье в небольшом городке Алтайского края. Отец – слесарь, мама – бухгалтер. По признанию мэтра, его детство и юность хоть и прошли без излишеств, но все же стали для него самым счастливым временем. "Все, что мне досталось хорошего, это от родителей", – заявил Хотиненко в программе "Линия жизни".
Интерес к кино у будущего режиссера проснулся во время учебы на четвертом курсе Свердловского архитектурного института, куда он поступил с другом просто потому, что умел неплохо рисовать. Но однажды ему в руки попала книга кинокритика Кирилла Разлогова с рассказом про испанского кинорежиссера Луиса Бунюэля и фотографиями из его фильмов. "Меня это заворожило. Эти кадры, само имя Бунюэля, – вспоминал Хотиненко в программе "Судьба человека". – И что-то в голове у меня щелкнуло".
А потом была судьбоносная встреча на премьере фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" – с Никитой Михалковым, который и посоветовал ему заняться кино. Хотиненко последовал рекомендации. Окончил Высшие режиссерские курсы, затем поработал режиссером-стажером на картине "Родня" и даже попробовал себя в эпизодической роли мотоциклиста Валерика. "Наверное, мне везло, – признался Хотиненко в программе "Линия жизни". – Мне вообще кажется, что людей еще в детстве можно научить слышать звук судьбы. Вот этот охотничий рог, который тебя куда-то зовет. Потому что для человека, я считаю, самое большое несчастье, если он не находит себя в этой жизни. Мне в этом смысле повезло".
"Режиссерский нюх"
На счету Хотиненко около десятка актерских работ в кино, но делом его жизни стала режиссура. В 1984 году в соавторстве с Павлом Фаттахутдиновым он снял первую картину "Один и без оружия". Потом на экраны вышла драма о событиях Гражданской войны "В стреляющей глуши". В 1987 году Хотиненко закончил съемки фильма "Зеркало для героя". Картина стала во многом знаковой. Она была хорошо принята зрителями и принесла режиссеру всесоюзную известность.
В начале 90-х страна находилась на изломе. Люди были потеряны, все менялось стремительно. Но именно в это время, по мнению критиков, Хотиненко создает свои самые яркие фильмы. "СВ. Спальный район", "Рой", "Патриотическая комедия", "Мусульманин" и другие. Еще один шедевр – кинокартина "Макаров" с Сергеем Маковецким. Как сказал сам режиссер, он снимал "про конфликт человека со временем, когда оно вытесняет его, выбрасывает". Фильм был удостоен нескольких кинематографических призов и наград.
"Жизнь – волшебная штука"
В начале 2000-х Хотиненко погружается в работу над историческим материалом. На экраны выходит картина "1612: Хроники Смутного времени" и многосерийный фильм "Гибель Империи". Совместно с РПЦ и Ватиканом он создает документальный цикл "Паломничество в Вечный город". Появляется картина "Поп", рассказывающая о Псковской православной миссии во время Великой Отечественной войны.
В 2010 году выходит нашумевший сериал Хотиненко "Достоевский", о жизни и творчестве знаменитого писателя. А в 2014 году на телеканале "Россия 1"состоялась премьера многосерийного фильма "Бесы" – по одноименному роману Достоевского. По словам режиссера, он был так увлечен творчеством и личностью великого философа и романиста, что Федор Михайлович ему даже однажды приснился. "Мы с ним разговаривали всю ночь. Я просыпался, выпивал воды и снова ложился, и так всю ночь". – рассказал Хотиненко. Дело происходило в Италии. А на утро перед отъездом Хотиненко сообщили, что в городке, где он остановился, похоронена дочь Достоевского. Мистика, да и только. Режиссер всякий раз повторяет: "Я знаю несколько буквальных подтверждений тому, что жизнь – волшебная штука".
В 2017 году, в год 100-летия Октябрьской социалистической революции, режиссер закончил работу над многосерийной картиной "Демон революции". Личность Ленина и других политических персон того времени вызывает неподдельный интерес мастера. Переосмысливать прошлое Хотитенко, по его собственному признанию, помогает "чувство времени". "Оно, наверное, не безошибочно. Но это, может быть, самое главное, что есть в том, что я делаю ", – откровенно говорит режиссер.
Фильмы, созданные режиссером, а также передачи с его участием доступны на медиаплатформе "Смотрим".