Новый фильм Артема Михалкова "Мистер Ноукат" повествует о жизни Валерия Попенченко, самого титулованного советского боксера, который восхищал публику своей безупречной техникой и нестандартной манерой ведения боя. История художественного фильма о знаменитом советском боксере и его легендарном тренере Григории Кусикьянце началась с того, что однажды режиссер увидел по ТВ документальную картину "Мистер Нокаут. Загадка Валерия Попенченко". Затем в его руках оказалась изданная в 1968 году автобиографическая книга Попенченко "И вечно бой…". Судьба спортсмена показалась Михалкову очень любопытной и кинематографичной. В эксклюзивном интервью платформе "Смотрим" Артем Михалков рассказал, с какими сложностями он столкнулся во время работы над картиной, и почему отдал роль Валерия Попеченко актеру Виктору Хориняку.
- Сегодня в Москве – премьера вашего фильма "Мистер Нокаут". Какие мысли и чувства у вас по этому поводу?
- Я очень рад, что сегодня фильм найдет своего зрителя. Это как рождение ребенка, потому что мы 3,5 года работали над картиной, это был очень сложный и долгий процесс, но в тоже время это было увлекательное путешествие. Хоть и было такое ощущение, что это будет вечно. Но сегодня для меня очень важный день. Премьера – это очень волнительный процесс, знаете, я бы сравнил это с тем, что ты стоишь перед публикой фактически голый и на тебя все смотрят. Все свои эмоции, энергию, свою работу ты отдаешь зрителю и смотришь, как он это воспримет. Для нас очень важно, чтобы зритель пришел в кино, чтобы он нашел своего героя.
- О чем вы снимали картину – о великом спортсмене или о судьбе человека?
- Прежде всего, мы воссоздали героя того времени. И основа нашей картины, и это очень важно, не судьба одного человека, а отношения между тренером и его подопечным. Я благодарен Сергею Витальевичу Безрукову, который сыграл тренера Григория Филипповича Кусикьянца, за его замечательную роль. Он так вжился в нее! Я даже не ожидал, что он так подготовится к этой роли, что он реально будет этим жить. Это очень важно, когда артист живет своей работой и помнит о ней. Вообще, этот путь, как я уже сказал, был интересным, сложным, но он был настолько важным в моей жизни, у меня была мечта. Главное – мечтать, и тогда все у тебя получится. Мы мечтали, шли к этому дню, для нас этот проект очень важен.
- Как сделать бокс интересным и зрелищным для художественного фильма? В реальной жизни нужно просто поставить на ринг двух боксеров, но в кино действуют совсем иные законы.
- Вы не представляете, какая сложная вещь – постановка боев. Каждый день во время съемок мы открывали для себя что-то новое, потому что снять бои красиво непросто. Когда мы с оператором Юрой Никогосовым и постановщиком трюков Федором Старых стали разрабатывать бои, то поняли, что очень сложно сделать это зрелищно, это должен быть аттракцион. В кадре два боксера и не так много приемов и ударов, которые зритель может понять и оценить. В самом начале мы даже не закладывали такое количество репетиций, а оказалось, что каждый бой, даже который идет минуту, надо ставить на протяжении месяца. Это была очень трудная и кропотливая работа. Мы посмотрели огромное количество боев, в том числе и в художественных фильмах. Присмотрелись настолько, что уже начали отличать, где реально сам артист боксирует, а где его заменяет каскадер. В нашем случае Виктор Хориняк делал на 95 процентов сам все бои, и в этом есть жизнь бокса, в этом есть вкус бокса. Мы шли к своей цели, тем более что у нас есть драматургия в каждом бое.
- Удалось ли вам придумать какой-то особенный ход, чтобы происходящее смотрелось особенно зрелищно?
- Мы хотели, чтобы зритель оказывался все ближе и ближе к нашим героям, чтобы у зрителя было ощущение полного присутствия. Это можно сравнить с эффектом компьютерной игры. Поэтому мы очень точно и технологично создавали свои бои. В финальном бое нам было важно оказаться внутри ринга наравне со спортсменами. Было важно передать ощущения боксера, после того, как ему наносят сильные удары. Насколько это больно и опасно. Для этого мы нашли сложную технологию, даже применяли специальный шлем, который очень долго устанавливается, но делает бои зрелищными. То есть это был вызов, и мы его прошли достойно. Это честно сделанная работа.
- Финальный бой Олимпиады 1964 года продолжался меньше минуты, пятикратный чемпион ФРГ Эмиль Шульц был отправлен в нокаут уже в первом раунде. В своей картине вы показали три напряженных раунда. Вы намеренно это сделали? И какую цель преследовали?
- Действительно, в реальной жизни Валерий Попенченко выиграл достаточно легко. Но у нас все же художественное кино, а не документальное, со своими творческими решениями и сюжетными ходами для усиления истории. И без зрелищного финала нет кино, поэтому мы осознанно пошли на этот допуск и сняли три раунда, где сделали Шульца основным соперником. Как раз через эти три раунда мы старались передать все переживания героя и всю его боль. Это важно!
- Чемпионами редко становятся люди с идеальным характером. По воспоминаниям очевидцев, тренер Григорий Кусикьянц тоже был взрывной натурой. Такие характеры в центре истории – залог успеха?
- Они оба были неординарными личностями – и Григорий Кусикьянц, и Валерий Попенченко. И вот в этом их конфликте мы пытались разобраться. Он у нас идет по нарастающей. И если бы его не было, тогда зрителю и смотреть не зачем. Всегда интересно следить за тем, как главные герои попадают в сложные ситуации и выйдут ли они из них. Вот это интересно. Мне кажется, что мы смогли соблюсти баланс и показать конфликт между тренером и подопечным, между тренером и внешним миром. Потому что все эти сложные перипетии и истории, которые происходят, заставляют зрителя сопереживать, а это самое важное. В принципе, можно было бы вообще сделать целый сериал, придумать историю на восемь или двенадцать серий. Они могут бесконечно выяснять, кто прав, кто виноват, и это может быть интересно.
- В самом начале работы над фильмом у вас была мысль взять на роль Попенченко настоящего боксера. Почему отказались от этой идеи? И долго ли искали своего героя?
- Как я уже сказал, перед нами стояла сложная задача. Нужно было сделать непростой выбор: или ты берешь реально спортсмена, чтобы были бои, потому что если нет боев – нет кино, либо надо искать артиста, который действительно был бы типажом, фактурой и внутренним состоянием похож на Валерия Попеченко. Не могли найти. Но как-то, не помню где, я увидел фотографию Виктора Хориняка и понял, что вот это та самая фактура и энергия, которые нам необходимы. Мы сделали актерские пробы вместе с Виктором и Сергеем Безруковым, и тут я понял, что вот она та самая химия и энергетика, которую я так искал. Фактура Виктора Хориняка, его типаж, его внутреннее состояние, как мне кажется, очень совпадают с нашим главным героем. И, несмотря на то, что Виктор, помимо нашей картины, был занят еще в двух фильмах и из-за этого у нас порой возникали остановки в съемках, я сознательно на это шел, потому что видел в роли Попенченко именно его.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru