Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. Его отец занимался театральной самодеятельностью, и мальчик рано приобщился к сцене. После того как семья перебралась в Москву, Папанов посещал драматическую студию и любительский театральный кружок. Руководителем был Василий Куза, которого актер считал своим первым учителем.
"Когда я выходил на сцену, наступал пик счастливых ощущений. Я как будто летал", – вспоминал Анатолий Папанов. В программе "Острова" детально рассказывается о жизни и творческом пути артиста. Подробностями поделились его вдова Надежда Каратаева и дочь, актриса театра и кино Елена Папанова.
Когда началась Великая Отечественная война, Папанов ушел на фронт. Он получил звание старшего сержанта и командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м Папанов был тяжело ранен и лишился трех пальцев на ноге. Всего в 21 год будущий актер стал инвалидом и вернулся в Москву, чтобы поступить в ГИТИС.
Фронтовик выделялся на фоне других ребят: он был самым взрослым, ходил в гимнастерке и первое время пользовался тростью. Правда, после занятий Папанов с учителем танцев тренировался ходить ровно и спустя три месяца выбросил палку. Там же, в ГИТИСе, он встретил Надежду Каратаеву, на которой в дальнейшем женился.
Несмотря на то, что актер кому-то казался грубоватым и простым, его коллеги по цеху говорили, что на самом деле он был совсем иным. "Он на самом деле был очень трогательным, мягким, стеснительным, чутким. Этого никак нельзя увидеть по его ролям", – отмечала Вера Алентова.
"Он был человеком чрезвычайно тонким, щепетильным и очень образованным, но никогда этого не показывал", – говорил о нем режиссер Александр Прошкин в документальном фильме "Неоконченная война Анатолия Папанова".
В 1948 году по приглашению режиссера Андрея Гончарова Папанов устроился в Московский Театр Сатиры, где проработал тридцать девять лет. Сначала он появлялся в эпизодических ролях, а спустя некоторое время его заметили. Актер тщательно работал над своими образами: он очень любил необычный грим, много экспериментировал, предлагал любопытные решения для своих костюмов. "Он никогда не играл вполноги", – считает Вера Васильева. Папанову с легкостью удавалось завоевать любовь публики, и зрители подолгу не отпускали его со сцены.
"Я очень люблю театр, и я очень люблю кино, но работать предпочитаю все-таки в театре. В театре всякое случается: режиссер выбирает пьесу, распределяет роли... Если пьеса интересная и роль хорошая, это прекрасно. Но ведь бывает так, что и пьеса, и роль не по душе, а все работаешь. В театре я сыграл около ста ролей. Некоторые играешь по семьсот-восемьсот раз", – вспоминал актер.
Спектакль "Маленькие комедии большого дома" снят по лирическим и сатирическим новеллам Аркадия Арканова и Григория Горина. Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Михаил Державин воспроизвели на сцене истории из жизни москвичей 70-х годов ХХ века.
В спектакле "У времени в плену", в основе которого лежат произведения Всеволода Вишневского "Первая конная", "Оптимистическая трагедия", "Мы из Кронштадта", Папанов исполнил роль Сысоева. Его партнерами по сцене стали Андрей Миронов, Татьяна Васильева, Роман Ткачук. "Анатолий Дмитриевич Папанов в образе Егора Сысоева тонко и нежно, с юмором и трагизмом показал вечного русского солдата на все времена", – пишет один из зрителей в комментариях к записи постановки.
В документальном фильме "Ну, Котеночкин, погоди!" зрители могут увидеть уникальные кадры, запечатлевшие работу над созданием всеми любимых серий "Ну, погоди!", и узнать, как была написана знаменитая песня Деда Мороза и Снегурочки, которая и сегодня звучит на детских праздниках.
Ирина Селиверстова, Smotrim.ru