Пик популярности Муслима Магомаева в СССР пришелся на 1960 – 1970-е годы. Он собирал стадионы, ездил по стране и миру с концертами, его песни звучали на радио и телевидении. При жизни артиста было выпущено 45 пластинок.
Интересно, что связать себя с музыкой Магомаев решил еще в детстве, но стать хотел не певцом, а композитором. К десяти годам он уже писал свои собственные сочинения. Но однажды, как вспоминал Магомаев, он посмотрел какой-то музыкальный итальянский фильм и во чтобы то ни стало решил научиться петь. Однако голос, по его же признанию, у него был детский, да еще "резкий и неприятный", за что его даже выгоняли из школьного хора. Но будущий артист сдаваться не собирался.
"Я запирался в пустой комнате или уходил на берег моря и там яростно терзал свое горло. Так продолжалось года два. Но однажды мое пение в пустом классе школы подслушала моя учительница и к моему удивлению она растрогалась и сказала, что, когда будет мой первый сольный концерт, она надеется, что я не забуду ее и пошлю ей билеты в первый ряд".
К тому времени у Магомаева произошла мутация голоса – он превратился в баритон. С тех пор он, по его словам, "пел везде и всюду по первой просьбе и твердо решил стать певцом".
Всесоюзная известность к 21-летнему артисту из Баку пришла после дебюта в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1963 году. А потом он уехал в Италию на стажировку в миланский театр "Ла Скала". В репертуаре певца появилось много песен на итальянском. Одной из таких стала неаполитанская народная песенка "Белла бамбина", которая прозвучала в 1967 году в эфире программы "Почта "Голубого огонька". Перевод выглядит так:
"Ты мне нравишься, ты мне нравишься, // Милая, красивая, чудесная девчонка! // Поцелуй меня, поцелуй тысячу раз, // Милая, красивая, чудесная девчонка!"
В программе "Голубой огонек. Ноябрьский" 1969 года Магомаев спел одно из самых известных произведений из репертуара прославленного русского певца Федора Шаляпина – "Вдоль по Питерской". 27-летнему певцу удалось передать не только напев, но и манеру исполнения великого артиста. Мало кто знает, что произведение соединяет в себе фрагменты сразу трех народных песен: "Вдоль по Питерской", "Во пиру я была" и "Кумушка". В обработке Шаляпина в разное время его также исполняли Максим Михайлов, Сергей Лемешев, Иван Скобцов, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский и другие артисты.
В 1969 году Магомаев представил публике песню "Синяя вечность", где выступил и как композитор. Причем сначала он написал музыку, а слова к ней певец предложил написать Геннадию Козловскому. Услышав мелодию, тот сначала придумал первую строку "О, море, море!", а потом родился и весь текст, в котором авторы сознательно сделали отсылку к повести Александра Грина "Алые паруса": "Море, возьми меня в дальние дали парусом алым вместе с собой".
Антифашисткая песня, созданная в 1958 году Вано Мурадели на стихи советского поэта и журналиста Александра Соболева "Бухенвальдский набат", стала символом борьбы народов за мир. Исполнив произведение, Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Спустя год песня прозвучала в Кремле, и о молодом артисте заговорила вся страна. В разные годы Магомаев исполнял "Бухенвальдский набат" немного по-разному, но всегда так, что у слушателей по телу бежали мурашки.
Еще одна визитная карточка Магомаева – песня 1964 года "Лучший город земли". С этим произведением связан один интересный факт. Через месяц после того, как песня зазвучала на радио, ее запретили. Об этом распорядился первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, мотивируя это тем, что в Москве твист звучать не должен. Спустя несколько месяцев партийного лидера отправили в отставку и песня вернулась в эфир. В 1994 году группа "Браво" в дуэте с Магомаевым записала свою кавер-версию знаменитого советского шлягера 60-х.
Песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова "Герои спорта" ("Олимпийский марш") по праву называют эстрадным гимном отечественного спорта. Она была создана в 1972 году к Олимпийским играм в Мюнхене. Ходит история, что Пахмутова первым делом предложила спеть песню именно Магомаеву. Но он якобы отказался, потому что посчитал, что композиция не из его репертуара, и порекомендовал вместо себя Эдуарда Хиля. Однако артиста в Москве не оказалось, сроки поджимали, и композитор попросила Магомаева ее "выручить". За это певцу была подарена лирическая песня о любви – "Мелодия".
В репертуаре Магомаева было много песен на разных языках, в том числе на французском. В 1988 году на своем сольном концерте "Незабываемые мелодии" он исполнил культовое произведение Мишеля Леграна "Никогда не оставляй меня" из музыкальной мелодрамы "Шербурские зонтики" с Катрин Денев в главной роли. Напомним, как звучит ее перевод:
"Уезжаешь милый, вспоминай меня! // Пролетят столетия вроде птичьих стай, // Пролетят столетия, вспоминай меня! // Где бы ни был ты я тебя жду".
В 1980 году выдающийся советский композитор Арно Бабаджанян создал композицию "Ноктюрн для рояля с оркестром", которая не подразумевала ни слов, ни вокала. Известно, что много поэтов-песенников предлагали автору написать стихи к мелодии, но тот не соглашался. Текст, как, впрочем, и сама песня появился только после смерти композитора. Слова написал Роберт Рождественский по просьбе Иосифа Кобзона, который и спел "Ноктюрн" первым в 1984 году. Магомаев исполнил произведение на концерте, посвященном памяти Бабаджаняна в 1988 году.
17 августа на телеканале "Россия-Культура" выйдет документальный фильм-монолог "Муслим Магомаев. Рисовать, потом петь". В нем прозвучит рассказ артиста о том, почему он не стал петь в Большом театре, о его любимых композиторах, а также вспоминания о детстве и семье. Съемки прошли за год до смерти певца.