Успешный столичный спектакль скоро сможет посмотреть вся страна. Экранизация пьесы Ярославы Пулинович "Жанна" сорвала аплодисменты первых зрителей на премьере в рамках ММКФ, как срывает аплодисменты постановка, которая с успехом уже идет семь лет в Театре Наций.
По описанию, "Жанна" – традиционная мелодрама о сильной и независимой женщине, которая пережила 90-е, построила торговую империю и совершенно несчастна в любви. Но режиссера Константина Статского не интересуют любовные перипетии. С помощью героини Ксении Раппопорт он рисует картину современного мира, где гендерные роли поменялись местами. И задает с экрана вопрос, на который каждый зритель должен найти подходящий именно ему ответ: стоит ли борьба за показное счастье и успех собственной души?
Еще глобальнее тему выбирает Валерий Фокин. Его антиутопия "Петрополис" – это красочное, фантастическое исследование коллективного мышления всего человечества. И прогноз, к чему такой образ мыслей может привести.
Главный герой в исполнении Антона Шагина работает в специальном отделе ООН, который давно вступил в контакт с инопланетным разумом. Его задача подготовить людей, а не только избранные правительства, к шокирующей информации. Ведь от этого зависит будущее Земли. Фантастический сюжет и театрализованные декорации лишь подчеркивают реализм человеческого высокомерия и амбиций. И трагедию маленького человека, который пытается спасти весь мир против его воли.
"Меня интересует вот этот момент внутренней борьбы человека, если он встанет перед выбором: я и мир. Обязательно этот момент выбора связан с изменением себя, с каким-то движением себя", – рассуждает режиссер Валерий Фокин.
О такой же внутренней борьбе говорит со зрителями французский постановщик Арно Деплешен. Но судьбы человечества его не интересуют. Под камерой, как под лупой, он рассматривает локальные непростые отношения между братом и сестрой, которые разрушают не только их двоих, но и всю большую семью.
Два творческих человека одинаково успешных в своих сферах. Они могли бы стать друг для друга опорой, но вместо любви их конкуренция породила ненависть. Деплешен снимает фильм, как доказательство от обратного. Каждый монолог, каждая сцена столкновений брата и сестры, – это демонстрация, чего не должно быть в отношениях. И несмотря на минорный тон фильма, к финалу зрители приходят с хорошим желанием исправить свои ошибки в отношениях с близкими.
Впрочем, в отличие от персонажей ленты "Брат и сестра", Арно Деплешен не требует единоличной любви к своему фильму. И готов разделить зрительский успех с каждой из 250-картин ММКФ. Ведь выбор всегда за публикой.
Вероника Скурихина, "Утро России"