В юные годы Олег Ефремов дал клятву быть верным принципам Константина Станиславского и своими ролями задал высокую планку многим потомкам на годы вперед. Основатель театра "Современник", ушедший из него во МХАТ, на протяжении полувека учил студентов-актеров ответственному отношению к профессии, прививал стремление постоянно гореть на благо идей, возвышающих человека и воспевающих его жизнь.
Сам Олег Николаевич поступил в Школу-студию МХАТ после Великой Отечественной войны, когда конкурс на место составлял 500 человек. Как и его однокурсники, Ефремов не мыслил себе другого театра – хотел служить только во МХАТе. И каково же было его разочарование, когда после дипломного спектакля его не пригласили в театр мечты. Первые твердые шаги на профессиональной сцене он делал в Центральном детском театре. И надо сказать, его роли в спектаклях и фильмах для юного зрителя обладали особым очарованием.
Возродить старый Художественный театр, руководствующийся принципами Станиславского, среди которых и устремление к этическим идеалам, Олег Ефремов смог с группой единомышленников, объединившихся в Театр-студию "Современник". Они заставили говорить о себе в 1956 году, представив спектакль "Вечно живые", поставленный Олегом Ефремовым по пьесе Виктора Розова. В нем режиссер сначала исполнял роль Бориса Бороздина, а спустя несколько лет – Федора Бороздина. На платформе "Смотрим" доступна телеверсия легендарной постановки 1976 года.
Новый театр стал глотком свежего воздуха для зрителей и артистов. На сцене актер и современник, человек с улицы, сливались воедино. И Олег Ефремов, с его кипучей энергией и активной жизненной позицией, блистал на сцене и киноэкране, создавая портреты настоящий героев своего времени, созвучных "оттепели".
"Олег Николаевич Ефремов никого не стеснял жесткими режиссерскими рамками. Давал простор актерским талантам. И вся труппа действовала в каком-то общем вдохновенном настроении, дружности и энтузиазме. Яркий коллектив", – писал Александр Солженицын о Ефремове и его "Современнике".
В 60-70-е годы актер и режиссер редко обращался к классическому репертуару в театре, предпочитая современный. Его "социальный герой" был популярен и в кинематографе. В то время в кино он создал запоминающиеся и правдоподобные образы людей самых разных профессий: партийных работников, военных, врачей, следователей…
Но особую зрительскую любовь получили лирические роли Олега Ефремова: влюбленный и одинокий таксист Саша в картине Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе", художник-самородок Федор в фильме Александра Митты "Гори, гори, моя звезда", добрый доктор Айболит в детской ленте Ролана Быкова "Айболит-66".
Последним спектаклем, поставленным Олегом Ефремовым на сцене "Современника", стала чеховская "Чайка". Так в 1970-м году завершилась эпоха "Современника" в жизни актера и режиссера. В 42 года артист согласился возглавить художественное руководство МХАТа. К слову, Антона Павловича Чехова он называл одним из своих самых любимых драматургов. На сцене МХАТа Ефремов поставил "Иванова", "Дядю Ваню", "Три сестры", "Вишневый сад" и "Чайку".
Олег Ефремов говорил, что любое дело, в том числе и работу над спектаклем, следует начинать с выстраивания нравственного основания. Без этого не будет главного стержня, на котором все держится.
"Чтобы ни делал Станиславский, к чему бы ни прикасался, все так или иначе одухотворено. И поэтому, конечно, и для сегодняшнего МХАТа, и сегодняшнего театра вообще критерии – что нравится и что не нравится – определены вот этим стержнем. Жить надо, во-первых, и как жить – находить русскую или общую идею. Ищите! И пускай это будет самое главное – нравственное ваше, чтобы эта идея объединила. Для этого она и нужна. Источником будет нравственный источник, душевный, человеческий. Без этого никуда", – говорил народный артист СССР.
На платформе "Смотрим" представлены фильмы, спектакли и передачи с участием Олега Ефремова.