Большая утрата для отечественного телевидения. Сегодня на 89-м году ушел из жизни Олег Максимович Попцов – первый председатель ВГТРК. Олег Максимович был особой личностью. Он сочетал в себе журналистский азарт, глубину знаний и способность вдохновлять. Основатель еще и телеканала "ТВ-Центр", расшифровывал аббревиатуру ТВЦ как "телевидение вечных ценностей". Такой был замах у Попцова, которого многие считают своим учителем. Я тоже.
Вообще-то он по образованию – лесничий. Диплом у него лесовода. Всю жизнь растил. Масштабное и важное. В 20 с небольшим Олег Попцов – секретарь Ленинградского обкома комсомола.
Невиданное дело! Во-первых, он для этого слишком юн, во-вторых, слишком задирист.
"Первый выговор я получил за то, что не ходил в магазин обкома. Меня спросил первый секретарь: почему не ходишь? Я говорю: боюсь забыть цены в обыкновенных универмагах", – вспоминал Попцов.
Партийную карьеру легко сменил на журналистскую. Возглавил журнал "Сельская молодежь". И, как сейчас сказали бы, нишевое издание с тиражом 40 тысяч экземпляров становится монстром с 2,5 миллиона подписчиков. Печатает Шукшина, Окуджаву. Да что Окуджаву – Шаламова! С таким вольнодумством его запросто могли снова отправить растить леса. Но нет.
"Но я умел работать. И был нужен власти. Потому она меня терпела", – говорил Олег Попцов.
В 1990-м становится депутатом Государственной Думы и одним из создателей закона о СМИ. Тогда же сближается с Борисом Ельциным. И тогда же берется за безнадежное дело – создание Российской телерадиокомпании. Почему безнадежное? Потому что Гостелерадио СССР было единственным и всеобъемлющим. Что было у РТР? Ничего.
"Ни кола, ни двора, ни стула, ни кабинета, ни машины. Я когда Ельцину сказал, Борис Николаевич, комиссаров в революцию тоже так назначали. Но им хотя бы давали кожаную куртку и браунинг. "Браунинг не обещаю, а о кожаной куртке подумаю". Вот так я вышел в поле. И так создавалось ВГТРК", – рассказывал Попцов.
Название "Вести" придумал Олег Максимович. Но эти "Вести" из чего-то надо было делать.
"Денег не было вообще, и даже первые 120 000 долларов, необходимые на покупку техники, именно Олег Максимович взял в долг у Святослава Федорова под свое честное слово. Деньги мы вернули через 3 месяца после этого. Он был удивительный человек, ледокол. Здание, где мы сейчас с вами находимся, на Ямском Поле выбирал Олег Максимович. Постановление Верховного Совета РСФСР он пробивал и стоял у истоков появления тех первых нормативных документов, благодаря которым и возникло ВГТРК", – сказал генеральный директор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олег Добродеев.
Олег Попцов, как питерское "Пятое колесо" и Бэлла Куркова, дай Бог ей здоровья, Михаил Полторанин – все они – люди, создавшие тогда образ Ельцина. Тот образ будущего, в который поверила страна.
С Попцовым боролись. Прежде всего старая номенклатура. Та самая, из которой он вышел юным комсомольцем. "Радио России", едва появилось на свет, задвинули поначалу на какую-то
перифирийную частоту. Вдруг никто слушать не станет. Не сработало.
Но настоящую историческую проверку РТР, "Вести" прошли в августе 1991-го. "Он очень гордился тем, что РТР было единственным телевидением, которое оставалось в эфире в дни августовского путча. Он с командой единомышленников смог это сделать. С Николаем Сванидзе, со Светланой Сорокиной – со всеми, кто работал в 1991 году в программе "Вести", – споминате Андрей Кондрашов, первый заместитель генерального директора ВГТРК.
Кассеты, что передавали поездами и самолетами по всей стране, или радио, когда Попцов сам выходил в эфир из осажденного Белого дома...
"Российское телевидение было той медийной структурой, которая определила во многом движение истории", – считает Михаил Швыдкой.
А потом все перевернулось в 1993 году. Попытка уже антиельцинского переворота. Хасбулатов, Руцкой из ближайших соратников стали ближайшими врагами. "Останкино" штурмуют броневики и автоматчики, и только "Вести" эфирят из резервной студии. Попцов предвидел. "Это был тот момент, когда надо было спасать страну и надо было делать выбор. Когда был обстрел Белого дома, звонит Черномырдин и говорит: ты считаешь, что это надо показывать? Я говорю: Виктор Степанович, творится история России, и если мы это будем замалчивать, Россия нас проклянет", – говорил он.
Попцов никогда не путал любовь к Родине с любовью к начальству. "Он всегда спорил с начальством. А начальство у него какое было? Ельцин, Полторанин, Бурбулис. Потом Лужков. И он со всеми спорил, отстаивал свою точку зрения и, как правило, побеждал", – подчеркнул президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
Разве не понимал, что его книга "Хроники времен царя Бориса" – раздражение Ельцина? Понимал. Но книгу выпустил и в том же году ушел с должности руководителя ВГТРК. Он уходил с любой должности, если не мог делать то, что считал нужным. Он остался политическим и журналистским романтиком. Романтический "ледокол" с незыблемыми принципами.
"У каждого цензор должен быть внутри. Не солги, не воспользуйся своим положением, не породи панику, а помоги стране", – был уверен Попцов.